Леонид Вардомский, руководитель Научного центра РАН:
– Транспортный комплекс на постсоветском пространстве развивается не одинаково. С точки зрения собственности, организации этого бизнеса и участия в нем государства во всех странах СНГ существует своя политика. Никто не действует по одному шаблону. Везде учитываются национальные традиции, опыт, конкретные условия деятельности крупных транспортных компаний. Для СНГ транспорт играет важную роль, так как территории огромные, и ни в одной стране нет национального бизнеса, способного взять на себя все инфраструктурные издержки. Везде роль государства незаменима.
Железнодорожный транспорт не является исключением. В «продвинутых» странах, таких как Россия, Казахстан, Украина, происходит структурное деление на сетевую инфраструктуру и перевозочный бизнес, который отдают в частные руки. Это вызвано тем, что инвестиции в инфраструктуру нерентабельны в краткосрочном периоде и их может «потянуть» только государство. А в подвижном составе возможна конкуренция, здесь оборот капитала выше, поэтому разумна передача части активов бизнесу.
Стоит отметить, что рынок частных перевозчиков больше развит в тех странах, где покупательная способность населения и компаний выше. Частный бизнес быстрее реагирует на изменение рыночной конъюнктуры и в большем объеме удовлетворяет запросы потребителей, требуя за это соответствующую оплату.
Что касается взаимодействия Евросоюза и СНГ по вопросам транспорта, то оно минимально. В ЕС проводится единая политика в части создания инфраструктуры – новых транспортных путей – дорог, автострад, скоростных сообщений. Там существует централизованное проектное финансирование. Мы хотим, чтобы ЕС принимал активное участие и в нашей транспортной политике. Нам нужны транспортные коридоры между Европой и Центральной Азией, Уралом. Мы бы хотели получить пакет технологий и финансирование ЕС под эти проекты. Но особого интереса к России европейцы не проявляют. Казахстан сейчас более активно работает со своими южными соседями, чем с ЕС. В принципе, это не синхронизированный процесс: каждая страна сама решает, что ей строить и куда вкладывать деньги. Плохо то, что наши западные соседи – новые члены ЕС попадают под финансирование ЕС и строят новые современные дороги, а в России и СНГ такого бурного инфраструктурного обновления нет, и, пересекая европейскую границу, водитель, что называется, чувствует разницу.
22.05.2007, Гудок