Освободите Шулявку

Share

Пока обгоревший Шулявский путепровод перекрыт – город обречен на гигантскую тянучку. А сам огнеопасный рынок… вновь начал работу!


Нет, рано мы поставили крест на Шулявской толкучке – этом заповеднике постоянных пожаров. Казалось, события понедельника ее добьют: что не сгорит, то будет перенесено от путепровода и станции метро. Конечно, где-то людям торговать надо. Но зачем нам эта мина прямо под столь важным транспортным узлом? Ан нет: Шулявка, словно птица Феникс, уже оживает. А город из-за нее стоит в пробках.


Вчера Шулявка выглядела жутко: обгоревший второй этаж здания метро, черная от сажи территория торговых площадей. Джинсы, кроссовки, носки, сумки, курточки с бирками брошены в кучи. Сварщики разбирают металлические конструкции и вывозят их на машинах. В двух-трех местах еще поднимаются маленькие “струйки” дыма. Под мостом мини-трактор разгребает товар, который ночью не забрали продавцы. Сотни торговцев обсуждают происшедшее и ждут, пока решится судьба их торговых мест.


А сотни зевак спустя полсуток после пожара фотографируются на память на фоне сгоревшей Шулявки. Некоторые даже домой за фотоаппаратом бегают. Не каждый день такое увидишь.


Шулявский мост перекрыли для проезда автотранспорта до результатов выводов экспертов о степени его повреждений. Хотя вчера меняли провода для троллейбусов – вероятно, скоро по мосту пустят как минимум общественный транспорт. Для прохода людей мост открыт.


Сверху Шулявский путепровод выглядит, как и до пожара – трещин нет. Милиции тоже нет – подходи и выбирай уцелевший товар. По осколкам стекол и сгоревшим вещам пробираемся под мост. Здесь спустя 14 часов после пожара чувствуется небольшой жар. “Днище” моста – чернее черного, перекрытия повреждены, местами отвалилась штукатурка.


Кафе “Реми” на втором этаже станции метро – до сих пор с выбитыми стеклами. Когда дым добрался в это помещение и перекрыл выход, посетители выбили стекла стульями и по пожарным лестницам спустились вниз. В заведении сгорело все. Станция метрополитена каким-то чудом не пострадала.


– Это был не поджог. Загорелись коробки из кафе, выставленные под мусор, – утверждает торговец Елена, по понятным причинам попросившая не указывать ее фамилию. – После нескольких пожаров на соседних рынках Шулявки у нас даже таких мусорников из коробок нет. Каждые полчаса дворник убирает бумажки с земли и другой мусор. Даже пожарную сигнализацию провели, поставили новые ролеты… Обидно, что пожар в кафе перекинулся на здание метро, а потом на торговые места рынка. Мы здесь ни при чем, но пострадали именно мы.


Наиболее вероятную версию возникновения пожара “Газете…” изложил охранник рынка “Каштан” и очевидец пожара Сергей Содоль.


– Я с еще одним охранником заметил, как горит коробка с мусором возле кафе. Мы побежали за огнетушителями. Вернувшись, увидели, что огонь быстро разросся и перекинулся на здание метро. Дальше – на рынок. Отчего мог возникнуть огонь, не знаю. Вряд ли от недокуренной сигареты, – рассказал он.


Торговые точки, которые пожар не зацепил, уже работают. Но самое интересное, что секонд-хэнд по другую сторону проспекта Победы тоже действует. Конечно, призывать “разогнать все немедленно” – это было бы не совсем правильно: торговцам тоже надо кормить детей, да и аренда точек оплачена… Так может, ее просто не стоит продлевать, а людям предложить другие места? Что-то с Шулявкой делать пора. Иначе этот пожар – из-за которого Киев чудом не лишился вестибюля метро! – последним точно не останется.



Графика “Газеты по-киевски”


Тем временем


Не прошло и года…


Киевская власть только после самого крупного пожара на Шулявке подумывает над тем, чтобы закрыть местный рынок и все торговые точки под другими мостами. Хотя делать это нужно было по крайней мере в сентябре прошлого года, когда Шулявский мост из-за огня был серьезно поврежден впервые.


– Сейчас речь идет не только об этом мосте, речь идет о мосте на Святошине и еще в нескольких местах, под которыми идет торговля, но, к сожалению, разогнать ее так, как мы это сделали на Крещатике, цивилизованным или даже нецивилизованным способом невозможно без решения Киевсовета, – заявила вчера на пресс-конференции заммэра Ирэна Кильчицкая.


По ее словам, предприниматели имеют все документы на торговлю и аренду земельного участка. Кильчицкая отметила, что между различными предпринимателями постоянно возникают этнические разборки и скандалы. Выступил за ликвидацию рынка и мэр. Как передает “Обком”, Черновецкий отметил, что у него нет версии возникновения пожара, однако предположил, что причина – умышленный поджог.


Обратите внимание


Маршрутки теперь ездят по-другому


Киевляне еще несколько дней будут ощущать на себе последствия пожара, опаздывая на полтора-два часа на работу. Сейчас все следовавшие через Шулявский мост маршрутки, чтобы продолжить путь по улице Гетьмана (бывшая Индустриальная), делают большой крюк.


– С Петровки маршрутки едут по улице Олены Телиги, Довженко, перед мостом заворачивают на Эжена Потье и выезжают на проспект Победы. Далее доезжают до Берестейского путепровода, разворачиваются и по тому же проспекту доезжают до улицы Гетьмана, а по ней до Индустриального путепровода. Обратный путь – по улице Борщаговской до проспекта Комарова, по улице Василенко до Дегтяревской, на улицу О. Телиги – и на Петровку, – рассказал замначальника службы движения управления транспорта Иван Окоча.


Рассматривался вариант объездного пути и по Воздухофлотскому проспекту. Однако трасса оказалась слишком далеко, да и переполнена в обычные дни.


Своими глазами


В пробках стояли и маршрутки, и “скорые” с пациентами


“Я же умная – не поеду сегодня через Шулявку. Объеду по Воздухофлотскому”, – так, собираясь на работу (с Севастопольской площади на улицу Фрунзе), радовалась я своей дальновидности. Сомнения закрались еще на кругу у Севастопольской – дорога по направлению к перекрытому Шулявскому мосту оказалась абсолютно свободной – такого там раньше не бывало. На Воздухофлотском мы остановились, даже не доехав до Соломенской. Спасибо водителю – он был молодцом и лихо лавировал на квадратном “Богдане”, объезжая пробку узкими улочками. Но это нам не помогло.


– Алло. Саша, ты с начальством сегодня созванивался? – говорил водитель по телефону. – Ты им скажи, что я сегодня с шести утра только два круга сделал (было часов 11. – Авт.). Я сегодня вообще ничего не зарабатываю, пусть они как-то систему расчета меняют.


Стоим дальше. Справа проползает “скорая помощь”. На койке лежит больной – рука под головой, нога согнута в колене и стоит на кушетке. Рядом медсестра – они беседуют.


– Полегчало ему, видно, – смеется кто-то из пассажиров.


– Конечно, пока так едешь – и выздоровеешь, – рассуждает другой.


Мой путь на работу, который обычно занимает минут 40, растянулся почти на 2 часа. Как буду теперь добираться домой и на работу, не знаю. А Московский мост авторитет самого “пробочного места” потерял…


Официально


“Проверять не сможем, пока мост не остынет”


Павел СТАШУК, начальник отдела технической диагностики искусственных сооружений НИИ им. Шульгина:


– На следующий день после пожара, хоть Шулявский путепровод и был закрыт для движения, но с самого утра начать проверку конструкций мы не смогли. Бетонные части моста настолько раскалились, что за целую ночь не остыли. Да и сгоревшие торговые точки нужно было убрать, чтобы расчистить площадку для установки оборудования. Во вторник во второй половине дня мы приступим к испытаниям по классической схеме: проверим, как после второго пожара каждая опора реагирует на нагрузку. Результаты первичных исследований будут уже в среду утром. Тогда же и можно будет сказать – пригоден ли для эксплуатации путепровод, переживший второе испытание огнем, или нет. Визуально кажется, что повреждения еще значительнее, чем после первого пожара, но сумел ли огонь окончательно “добить” целостность внутренних конструкций моста, покажет ночная проверка.


Путепровод могут подпереть “костылями”


Владимир ЖУКОВ, директор КП “Киевавтодор”:


– Сможем ли мы открыть Шулявский мост в ближайшие дни хотя бы для легкового транспорта, покажут испытания специалистов из института им. Шульгина. Как-то спрогнозировать результаты исследований – невозможно. Если проверка покажет, что путепровод еще можно будет использовать, при условии усиления подгоревшей стороны такими же временными опорами, как с другой стороны Шулявки, – мы это сделаем. Пока что в проекте распоряжения по ликвидации последствий пожара, принятом на комиссии горадминистрации, нет пункта, как поступить, если мост признают непригодным для эксплуатации. Во всяком случае, столичные власти пообещали выделить средства на решение проблем с путепроводом.


Огненный шквал на Шулявке возник из-за горящей картонки?


Владимир ПОЛИЩУК, начальник пресс-службы столичной милиции:


– Никаких подозрений, что возле станции метро “Шулявская” был поджог, пока нет. Напротив, у милиции есть задокументированные показания трех охранников, которые описали в деталях, из-за чего начался мощный пожар. Около 7 часов вечера рыночные “секьюрити” заметили, что возле магазина “Ткани” загорелась картонная коробка с мусором. Пока троица искала огнетушители, эта картонка воспламенила ближайшее кафе, а потом и соседние павильоны. Это же подтвердила и продавщица из магазина “Ткани”.


Дмитрий Дерий, Андрей Ткач, Вячеслав Веремий, Анна Устенко


Газета по-киевски