Чубайс заменит Дерипаску в Таджикистане

Share

Таджикистан окончательно отказал «Русалу» в постройке Рогунской ГЭС. Однако Россия от политически важного проекта отступать не намерена: на смену алюминиевому гиганту в среднеазиатскую республику, скорее всего, придет РАО ЕЭС.


 


«Таджикистан фактически отказал российской компании «Русский алюминий» («Русал») в праве на строительство Рогунской ГЭС – самой мощной в регионе – и планирует объявить международный тендер на ее сооружение», – заявил глава Федеральной сетевой компании (ФСК) Андрей Раппопорт. Правда, со стороны России в этом тендере должен появиться новый участник – им, по словам члена совета директоров энергохолдинга, скорее всего, станет РАО ЕЭС. В самом РАО такого развития событий не исключают, однако подчеркивают, что участие или неучастие холдинга в проекте будет зависеть от условий тендера.


 


На самом деле вопрос о строительстве Рогунской ГЭС является чисто политическим: энергохолдинг будет участвовать в тендере, если такую задачу поставит перед ним государство, поясняет источник «Газеты.Ru», близкий к РАО. Один подобный пример в среднеазиатской республике уже имеется – это строительство Сангтудинской ГЭС-1, мощностью 670 МВт с годовой выработкой 2,7 млрд кВт•ч и стоимостью $534 млн.


 


После долгих споров право достраивать ее получила именно Россия в лице РАО.


 


А Иран, который тоже претендовал на этот проект, ограничился в итоге участием в строительстве Сангтудинской ГЭС-2. Строительство Сангтудин финансируется как за счет долга Таджикистана, так и инвестпрограммы самого РАО. Кто и как будет финансировать достройку Рогуна, источник не поясняет, однако, в случае если Россия и Таджикистан придут к «общему знаменателю», полагает источник, схема финансирования должна быть подобной сангтудинской. Стоимость работ по строительству Рогуна оценивается в $1,3 млрд.


 


Сам «Русал» заключил с Душанбе соглашение о строительстве Рогунской ГЭС мощностью 3600 мегаватт (годовая выработка 13 млрд. кВт•ч) еще в 2004 году. Изначально среднеазиатская республика хотела привлечь к проекту именно частного, а не государственного инвестора.


 


Однако отношения с таджикским руководством у компании не заладились.


 


Министр энергетики и промышленности Таджикистана Шерали Гулов обвинял «Русал» в невыполнении инвестиционных обещаний по достройке ГЭС и новых мощностей на таджикском алюминиевом заводе, а также по строительству нового алюминиевого завода на юге Таджикистана и подготовке профессиональных кадров для нужд республики в количестве 50 тысяч человек.


 


Cтроительство в итоге так и не было начато из-за технических разногласий по проекту между компанией и правительством Таджикистана, которые касались типа и высоты плотины, а следовательно, и мощности будущей гидроэлектростанции. Однако главная проблема была связана именно с алюминиевой промышленностью: российские алюминщики планировали участвовать в приватизации уже имеющегося государственного предприятия и строить еще один завод. Но в приватизации «Русалу» было отказано, а новый завод так и не начали строить из-за разногласий по Рогунской ГЭС.


 


После того как частный российский бизнес не смог договориться, в качестве инвестора строительства решило выступить наше государство. Это, по мнению экспертов, может позволить снизить риск провала переговоров с Таджикистаном.


 


Правда, Россия в этой среднеазиатской республике может столкнуться с традиционными конкурентами – с Пакистаном, Индией или Ираном.


 


К проекту вполне могут подключиться и США: министр финансов Республики Таджикистан Сафарали Наджмуддинов заявил, что в строительстве, возможно, примут участие также американские инвесторы, в частности, энергетическая компании AES Corp.


 


Однако победа в этом проекте для России является делом принципа, о чем недвусмысленно заявил представитель РАО. «Мы можем высказать свое экспертное мнение, считая, что Россия обязательно должна участвовать в достройке Рогуна, а Рогун является важнейшей станцией, нужной Таджикистану и нам», – фактически озвучил мнение государства Андрей Раппопорт.