Вопросительная ответственность

Share

Украинский бизнес приходит к пониманию, что социально ответственное поведение становится непременным условием его собственной безопасности и устойчивости


«Стыдно быть богатым в бедной стране» — эту знаменитую фразу древнекитайского мыслителя Конфуция процитировал в своем выступлении на Международной конференции в Киеве министр труда и социальной политики Украины Михаил Папиев. Конференцию организовал журнал «Эксперт Украина», и называлась она «Социальная ответственность бизнеса. Как выстроить отношения с персоналом, общественностью, властью». В ней приняли участие представители крупнейших компаний Украины и России, транснациональных корпораций, государственных и региональных органов власти, руководители профсоюзов и организаций работодателей, то есть все стороны треугольника «бизнес—власть—общество», а также эксперты, ученые, журналисты.



«В соседней Польше есть только два официальных миллиардера, зато существует многочисленный крепкий средний класс, — подчеркнул Михаил Папиев. — В Украине миллиардеров целый десяток, а вот средний класс отсутствует.» Назвав эту ситуацию ненормальной и опасной, министр заявил, что сегодня главным выражением социальной ответственности бизнеса является полновесная и честная уплата всех налогов. «Налоги — важнейший элемент социальной гигиены страны», — подчеркнул Папиев.


Согласившись с этим утверждением, выступившие на конференции представители бизнеса отметили, что генерировать уплату высоких налогов может только успешное предприятие. Именно в повышении конкурентоспособности своих активов видят социальную ответственность сами бизнесмены. «”Миттал Стил Кривой Рог” работает лучше, чем ”Криворожсталь”: в прошлом году в бюджет Кривого Рога поступило на тридцать шесть процентов средств больше, чем в 2005-м», — сказал глава администрации по кадрам и связям с общественностью меткомбината Франк Паннир.



Присутствие на конференции представителей металлургических компаний — «Систем Кэпитал Менеджмент» (СКМ), «Индустриальный Союз Донбасса» (ИСД) и Arcelor Mittal — не случайность. Металлурги — крупнейшие работодатели в нашей стране, только на одном меткомбинате могут работать несколько десятков тысяч человек. Многие города выстраивались вокруг металлургических заводов, и проблема социальной ответственности бизнеса для жителей этих городов очень актуальна. Вместе с тем металлурги самые большие потребители энергоресурсов, их предприятия оказывают серьезное воздействие на экологию. «Социальная ответственность — это прежде всего снижение энергоемкости производства и вредной нагрузки на окружающую среду», — отметил в своем выступлении председатель совета директоров ИСД Сергей Тарута. Вложения в эти мероприятия выгодны не только местному бюджету и государству в целом, но и компании. Ведь, скажем, уменьшение потребления газа снижает и себестоимость продукции, повышая конкурентоспособность компании. Коммерческий успех и социальная ответственность — понятия неразрывные. Именно это отличает социальные инвестиции от благотворительности.


Вопрос о границах социальной ответственности бизнеса вызвал оживленную дискуссию между участниками конференции. «Мы понимаем, что местные бюджеты не в состоянии справиться со всеми насущными проблемами. А значит, мы должны добавить средства», — считает Франк Паннир. С другой стороны, бизнес не должен брать на себя функции государства, для этого он платит налоги. Этот тезис стал ключевым в выступлении специалиста в области социальной ответственности бизнеса, директора CAF Global Trustees Ольги Алексеевой. «Социальная ответственность у нас часто означает простое восстановление стандартного соцпакета советских времен: бесплатная медицина, продовольственные пайки и тому подобное. Тогда как соцответственность — это изменения в корпоративной культуре, практике договорных отношений между бизнесом, сотрудниками, местным сообществом и государством», — отметила она. Сегодня бизнес понимает свою социальную функцию слишком узко, скорее как безвозмездную помощь, нежели инвестиции в собственное устойчивое развитие. Чтобы это преодолеть, необходимо подняться, по словам Ольги Алексеевой, над проблемой детских садов и перейти на качественно новый уровень социальных стандартов компаний.



Три уровня ответственности


На конференции обсуждалась тема трех уровней социальной ответственности бизнеса. Первый — так называемый «этап писем», когда недовольные профсоюзы и государство навязывают собственнику компании те или иные мероприятия. На этой стадии у бизнесмена нет собственной социальной политики, он действует скорее по принуждению, нежели по доброй воле. На втором уровне компания вступает во взаимодействие со своими партнерами (к ним могут относиться собственный персонал, органы власти, местное сообщество и др.), пытается определить выгодные обеим сторонам направления социальных инвестиций, одновременно совмещая это со своей коммерческой политикой. «Корпоративная социальная ответственность — это не затраты, а инвестиции», — подчеркнул на конференции представитель СКМ Джок Мендоза-Вилсон. На таком этапе сегодня находятся 80% корпораций в мире. На третьем, наивысшем уровне социальной ответственности бизнес занимает активную позицию, сам инициирует реализацию социальных проектов. Как правило, это проекты, нацеленные в будущее: создание новых рабочих мест, программы переподготовки кадров, социальное кредитование и т. д.



В Украине социальная активность бизнеса наблюдается на всех трех уровнях: от взаимодействия крупнейших корпораций с местными властями и населением (ИСД, СКМ) до системной благотворительности (СУАЛ, Фонд Виктора Пинчука). Он хочет быть социально ответственным, собственно, крупный бизнес и должен быть таковым. «В России флаг социальной ответственности бизнеса подняло государство. В Украине может произойти то же самое», — предупреждает Ольга Алексеева. Крупный украинский бизнес признает, что не может быть столь же социально ответственным, как некоторые западные компании, шедшие к этому годами. «Наша производственная база — это второе-четвертое поколение машин, тогда как для постиндустриальных стран — шестое-восьмое поколение. Оценка социальной ответственности у таких компаний совсем иная. Сначала нужно модернизироваться и перевооружиться», — считает президент Конфедерации работодателей Украины Виктор Пантелеенко.



В таком ключе понимает свою социальную ответственность корпорация ИСД, которая проводит форсированную модернизацию своего базового актива — Алчевского металлургического комбината. Только эффективный бизнес может быть социально ответственным. В процессе достижения этой эффективности он нуждается в четком взаимодействии с государством. Яркий пример — проблема избыточной рабочей силы в некоторых отраслях экономики страны. Низкая производительность труда не позволяет корпорации содержать избыточный штат, да это никому и не нужно. Ведь чем больше работников, тем ниже средняя зарплата, тем слабее мотивация хорошо работать и, как следствие, тем меньше успехов у компании. Такое положение вещей невыгодно ни работодателю, ни наемному работнику. Проблема увольнений — это проблема не только отдельной компании, но и государства в целом. На конференции не раз упоминался пример российской компании «Норильский никель». Одно из ее базовых производств находится за полярным кругом. Средний возраст работающих там — около сорока лет, что, учитывая специфику работы в Заполярье и низкую продолжительность жизни, очень много. Компания столкнулась с необходимостью омоложения персонала, снижения числа работающих пенсионеров и сотрудников предпенсионного возраста. Однако увольнять людей в месте, где на сотни километров вокруг нет другой работы, сложно. Выход из ситуации «Норильский никель» увидел в совместных с государством пенсионных программах, стимулирующих выезд уволенных сотрудников на материк с тем, чтобы снизить нагрузку на муниципальный бюджет Норильска.



Нужны ли стандарты?


«Очень настораживают периодические заявления чиновников о необходимости сделать социальную ответственность бизнеса обязательной, ввести некие национальные стандарты», — сказал Виктор Пантелеенко. С другой стороны, работа по мировым стандартам придает системный характер социальным инвестициям. Компании в этом случае могут сравнивать свои достижения, а значит, получают дополнительные стимулы для инвестиций в социальный сектор. «К 2010–2012 годам будет введен специальный международный стандарт соцответственности. Такие компании, как ”Интерпайп”, ИСД или СКМ, могли бы ввести его у себя. Тогда можно было бы сравнивать, кто делает больше», — говорит Франк Паннир.


Так называемые нефинансовые отчеты, составленные по международным стандартам, сегодня играют важную роль для компаний, стремящихся стать глобальными игроками в мировом разделении труда. Такие отчеты, к примеру, востребованы при выходе на IPO — инвесторы, вкладывающие деньги в ценные бумаги компании, желают не только получить гарантированную доходность инвестиций, но и знать, что компания является социально ответственной. При этом западные инвесторы не привыкли доверять словам, они хотят видеть отчет, подтвержденный выводами независимого аудитора.


Составление подобных отчетов позволит самим компаниям оценить, насколько эффективно они расходуют средства на социальные проекты. «В США на корпоративную социальную ответственность идет один–два процента доходов компаний, в Украине и России — до семнадцати процентов. Но этого никто не замечает», — подчеркивает Ольга Алексеева. Над этим стоит задуматься.



Государство как партнер


Главное, что сегодня сдерживает социальные инвестиции бизнеса, — пассивность государства. «Население непосредственно на себе должно ощущать стандарты демократии. Что бы ни делала наша компания в социальном плане в Алчевске, сколько бы денег ни вкладывала в социальную сферу, пока вокруг города будут умирающие шахтерские поселки, никакого эффекта это не даст, — уверен руководитель ИСД Сергей Тарута. — Однажды директор Новокраматорского машиностроительного завода Георгий Скударь сказал мне: ”Для меня родина начинается и заканчивается на моем предприятии. Если я сделаю счастливой жизнь здесь, буду счастлив сам”.» В Украине бизнес созрел для социальной ответственности, пусть даже это ее первый или второй уровень. Вместе с тем любые социальные проекты бизнеса обречены на провал из-за непонимания его действий со стороны государства, общества и других партнеров.





Любые социальные проекты бизнеса обречены на провал из-за непонимания его действий со стороны государства, общества и других партнеров

Если государство в лице центральных органов власти пока не в состоянии выступать адекватным партнером в соцпроектах, оно, по крайней мере, должно создавать все условия для развития корпоративной ответственности. На законодательном уровне необходимо предусмотреть льготы для компаний, создающих рабочие места, вкладывающих в социалку и благотворительность. Изменение налоговой и тарифной политики должно быть предсказуемым, потому что затраты на социальные проекты закладываются в бюджет компании, и их реализация зависит от выполнения намеченных планов по доходам и прибыли. Несмотря на разницу в подходах и очевидные противоречия в понимании социальной ответственности участниками конференции, одно было очевидным: бизнес, прежде всего крупный, хочет быть социально ответственным, государство и общество (в лице профсоюзов и неправительственных организаций) готовы к диалогу с бизнесом и друг с другом. Теперь надо научиться вести этот диалог.


Глеб Простаков


 


Эксперт-Украина, №15 (113) 16 Апреля