Владелец компании «Северсталь» Алексей Мордашов заявил, что слияние его компании с контролируемой Романом Абрамовичем «Евраз групп» вполне возможно. Это означает, что консолидация российской металлургии входит в активную фазу. Эксперты считают, что у Мордашова уже нет другого выхода.
Одна из крупнейших российских сталелитейных компаний «Северсталь» не исключает возможности объединения с другим участником рынка. Об этом в интервью британской газете Financial Times заявил владелец и гендиректор компании Алексей Мордашов. Отвечая на вопрос журналистов о возможности альянса с «Евраз групп», Мордашов подчеркнул, что не исключает подобной сделки, видя в ней как положительные, так и отрицательные стороны.
«Я бы хотел участвовать в консолидации российской металлургической отрасли, – сказал Мордашов. – Любые комбинации возможны».
Это заявление является весьма важным для российского и мирового металлургических рынков. Дело в том, что уже достаточно давно ходят слухи о скором начале консолидации отрасли именно на базе подконтрольной Роману Абрамовичу «Евраз групп». Основными кандидатами на такое присоединение обычно называли прежде всего «Северсталь» и Магнитогорский металлургический комбинат (ММК). Руководители этих компаний пока отмалчивались о возможном слиянии, и вот сейчас один из них проговорился. Правда, по словам Мордашова, сейчас компания не ведет переговоры с «Евразом».
Судя по всему, у Мордашова уже нет другого выхода и ему придется сливаться с кокой-нибудь компанией. По мнению Станислава Фоменко, аналитика ИК «Велес Капитал», для Мордашова слияние с другим участником сталелитейного рынка – «это эффект масштаба и вопрос имиджа, особенно после неудачи в прошлом году, когда «Северстали» не удалось объединиться с люксембургской Arcelor и выйти на мировой металлургический рынок».
Мордашов, по словам Фоменко, «готов слиться с кем угодно».
В случае, если объединение будет иметь место, Мордашову, несомненно, достанется крупная доля в компании.
Непосредственной сиюминутной выгоды от объединения «Евраза» и «Северстали» нет, считает аналитик компании «Тройка-Диалог» Сергей Донской, добавляя, что определяющим фактором в случае слияния будет цена. Правда, по его мнению, у компаний будет больше гибкости в развитии, больше финансовых возможностей, объединенная структура будет широко представлена в США и Европе, то есть сможет более активно участвовать в мировой консолидации рынка.
Заявление Мордашова свидетельствует о том, что консолидация началась. Причем тот факт, что это было сказано в интервью Financial Times, говорит о серьезности намерений: российские бизнесмены особенно трепетно относятся к cвоим словам, которые публикуют ведущие мировые деловые издания.
Сейчас сам Мордашов о политике старается не говорить, однако известно, что такие сделки не совершаются без участия высшего политического руководства страны.
Напомним, что благословение на слияние с Arcelor Мордашов фактически получил от самого Владимира Путина.
Сейчас верховная власть явно стимулирует российский бизнес к созданию компаний мирового уровня. Например, в конце марта с благословения Кремля завершилось слияние российских алюминиевых компаний «Русал», «Суал» и швейцарской Glencore, в результате которого был создан крупнейший в мире производитель алюминия и глинозема. В таком деле российские олигархи вынуждены отодвинуть личные амбиции на второй план, что сегодня и продемонстрировал Мордашов.
Ксения Гогитидзе