Плати за крышу

Share

По законопроекту Цушко налог за жилье будут платить все киевляне


Налог на имущество считается одним из наиболее древних налогов в мире. Так, еще в Римской Империи существовал налог на землю (средняя ставка составляла 10% с дохода земельного участка), налог на недвижимость, живой инвентарь (рабы и крупный рогатый скот) и другие ценности. Тогда сумма налога определялась каждые 5 лет во время переписи чиновниками-цензорами. Цензоры, осмотрев имущество и взяв во внимание сословие налогоплательщика, относили его к определенному налоговому разряду.


Сегодня налог на имущество существует более чем в 130 странах. Правда, как правило, это налог исключительно на недвижимое имущество. В большинстве случаев он платится исключительно в местные бюджеты, а ставка налога не превышает 3% в год от рыночной стоимости имущества. У наших соседей – в Российской Федерации – налог на имущество существует еще с 1991 года. И для юридических, и для физических лиц. Его размер устанавливается региональной властью, но по закону его ставка не может превышать 2% для предприятий и 0,1% для граждан.


Украина долгое время была исключением из правила – действительно, до сих пор здесь нет отдельного налога на имущество. В то же время, есть налог на землю, есть также квартплата, которую мы платим ЖЭКам и которую пусть и с натяжкой, но можно назвать «налогом на квартиру». Но последние два года идея введения нового налога – на имущество (и юридических, и физических лиц) – все чаще тревожит умы государственных мужей. Так, еще в 2005 г. с идеей внедрения этого налога выступал экс-глава Государственной налоговой администрации Александр Киреев. А теперь в парламенте зарегистрировано сразу четыре законопроекта о введении налога на имущество, причем три из них (два от представителей СПУ, один – от «Нашей Украины») касаются именно физических лиц.


Исходя из норм всех поданных законопроектов, не стоит рассчитывать, что налог на имущество будут платить лишь олигархи, владеющие сотнями квадратных метров. Под налог могут попасть все. Так, «нашеукраинский» законопроект предполагает обложение этим налогом недвижимого имущества всех физических лиц (и граждан Украины, и иностранцев). При этом самая низкая ставка налога составляет 0,05% в год (это для имущества, общая цена которого не превышает 100 тыс. грн.). Самая высокая ставка – 1% (для недвижимости стоимостью более 1 млн. грн.). Т.е. если сравнить со ставками в России, в Украине средняя ставка налога выше. При этом налоговой базой выступает общая рыночная стоимость имущества. Правда, как она определяется – законопроект не указывает. Законопроект предполагает несколько категорий льготников, которые этот налог не платят (инвалиды, чернобыльцы, ветераны войны). А вот, к примеру, на многие категории пенсионеров, а также на одиноких и многодетных матерей льготы не распространяются.


Теперь допустим такую ситуацию: на окраине Киева живет пенсионерка в однокомнатной квартире, получает минимальную пенсию (сейчас 380 грн, с 1 апреля – 410 грн). Средняя рыночная цена однокомнатной квартиры в Киеве составляет сегодня более 80 тыс. долларов. Исходя из норм законопроекта, получается, что эта пенсионерка будет должна в год заплатить за нее около 1500 гривен налога. Т.е. три-четыре месяца ей придется ничего не есть, дабы заплатить новый налог. Правда, местный совет может в список льготников внести и другие категории лиц, которые не будут платить налог, но кто же захочет себе обрезать источники финансирования. Тем более, что законопроект также устанавливает, что льготы не распространяются на имущество, цена которого превышает 400 тыс. грн. А ведь 80 тыс. долларов цены за однокомнатную квартиру – это уже больше заложенного в законопроекте «максимума» льготы.


Похожие схемы налогообложения предлагают и два других законопроекта (авторы – нынешний министр внутренних дел В.Цушко и еще один депутат от СПУ М.Мельничук). В частности, законопроект предлагает единую ставку налога – 1%. Но депутат хочет облагать лишь то имущество, цена которого выше 70 тыс. долларов. При этом отсчет ведется от «оценки органов государственной регистрации» – т.е. стоимости по БТИ. Именно это и является интересным нюансом – до сих пор неизвестно, по каким критериям БТИ оценивает стоимость квартир. Ведь квартиры с аналогичной рыночной стоимостью по оценке БТИ могут отличаться в 3-4 раза. Если раньше этот «плюрализм» можно было считать просто «бардаком», то теперь это может быть плодородным полем для коррупции. Не исключено, что все та же пенсионерка будет вынуждена платить налог, а вот живущий рядом бизнесмен – откупится справкой БТИ. Кроме того, все понимают, что если отсчитывать налог по рыночной стоимости – платить будут все. Ведь согласно прогнозам риелторов, до конца года $70 тысяч – это будет минимальная цена отдельной киевской квартиры.


К тому же, интересно, что законопроекты социалистов наперекор мировой практике, предлагают все полученные средства, направлять не в местные бюджеты, а в спецфонд госбюджета. Более того, средства из этого спецфонда должны будут идти на погашение долгов по вкладам в Сбербанке СССР. Т.е. логика законодателей получается железная: чтобы украинцы сами себе вернули эти задолженности с помощью нового налога.


Интересно, что ни «нашеукраинцам», ни социалистам даже не пришло в голову, что предлагаемые ими системы де-факто заставляют платить «налог на недвижимость» дважды – ведь квартплату, которую мы платим ЖЭКу, никто не отменяет.


Мнение эксперта


Эдуард Бразас, директор агентства недвижимости «С.І.Т.»:


«Я бы посоветовал народным депутатам навести порядок с регистрацией имущества. Необходимо, прежде всего, создать единый реестр, единый кадастр недвижимости и провести ее переоценку. Если запустить Закон с $70-тысячной планкой, получится, что все киевляне – богатые, а все некиевляне – нищие. Несправедливо. Если отталкиваться от шкалы по метрам, я уверен, при нашем бардаке с регистрацией и здесь можно будет найти лазейке в законах, чтобы избежать налогообложения. Я уверен, что налог должны платить все. Другое дело, что тогда государству придется отказаться от налога с оборота от операций с недвижимостью. Потому что это будет слишком много».


Сергей Мишутин


Газета по-киевски