Попытки повысить тарифы на услуги украинского ЖКХ, чтобы стимулировать развитие отрасли, трудно назвать удачными: коммунальные долги растут в геометрической прогрессии и их общая сумма уже напоминает показатели двухлетней давности. Аргументация неплательщиков простая: какой смысл отдавать деньги, если качество услуг не улучшается?
По мнению правительственных чиновников, ситуацию может изменить только массовый приход в ЖКХ частного капитала. Только вот коммунальщики от этой идеи не в восторге, да и предприниматели пока не горят желанием вкладывать деньги в полуразвалившееся хозяйство.
Анатомия долга
– Чтобы население получило сигнал: пора платить по новым тарифам, необходимо выполнить несколько условий, – считает эксперт Анатолий Лещинский. – Принципиально иное качество услуг ЖКХ, действенный механизм взыскания долгов, прозрачность тарифов, которые до сих пор берутся «с потолка», наличие контролирующего органа в системе использования бюджетных средств в жэках, понятные правила игры для предпринимателей. Только тогда рост тарифов будет иметь смысл: он не только пополнит казну предприятий ЖКХ, но и привлечет бизнесменов.
Пока во всей стране работает только 400 частных предприятий, обслуживающих 14% многоэтажек. Предприниматели неохотно идут в коммуналку и их можно понять. Доля ветхих и аварийных сетей в водопроводном хозяйстве, по данным Мин-строя, превышает 37%, в канализационном – 31%, в тепловом – 11,2%. Основные фонды в водопроводно-канализационном хозяйстве изношены на 65%, в сфере теплоснабжения – на 55%. 80% жилого фонда нуждается в капитальном ремонте. Он попросту становится опасен для жизни. Какой предприниматель вложится в эти руины?
Посторонним вход запрещен
С другой стороны, как считают эксперты, даже готовых рисковать предпринимателей коммунальщики видеть не очень рады. ЖКХ – одна из наиболее коррумпированных отраслей, позволяющая чиновникам «осваивать» огромные бюджетные деньги. По мнению председателя подкомитета по вопросам жилкомхоза комитета ВР Алексея Кучеренко, создавать конкуренцию жэкам в лице частного бизнеса со стороны местные власти не хотят: в системе коммунальной «мафии» уже выстроена крепкая иерархическая пирамида. В свою очередь, центральная власть, как считает депутат, не имеет рычагов воздействия на регионы.
– Если вы решитесь открыть частный жэк, готовьтесь к провалу, – рассказывает киевский предприниматель Андрей Малюта. – В первую очередь, нужно получить согласие всех жильцов. Наверняка найдутся те, кто из опасений (мол, придется платить больше), откажутся. Если вы все-таки уговорили людей и пришли к городским властям, вам скорее всего ответят: по желаемому адресу уже есть претенденты, рассмотрите другой. Предпринимателю предлагается самый безнадежный дом с неработающими лифтами, пробитой кровлей и жильцами, которые годами не платят за квартиру. Вас ни за что не допустят к нормальному объекту, потому что это – сфера интересов жэков, списывающих сотни тысяч гривен на несуществующие ремонтные работы, покупающих краски и стройматериалы, чтобы затем продавать их карманным фирмам. Кому здесь нужен частник? Но если вам все же повезло, и вы «отбили» дом, который хотели, может не хватить денег, чтобы начать дело – а это минимум 10-15 тыс. долларов. Банки отказываются кредитовать «коммунальный» бизнес как крайне рискованный.
Кондоминиуму – по максимуму
– Государство, призывающее предпринимателей приходить в ЖКХ, своими же действиями пытается их туда не пустить, – констатирует Анатолий Лещинский. – Вся сфера контролируется государственными монополистами. Здесь возможно два варианта развития событий: либо государство дает зеленый свет если не частному бизнесу, то хотя бы самоуправлению жильцов, либо – вместо реальных предпринимателей, заинтересованных в подъеме отрасли, придут «карманные» бизнес-структуры чиновников. Тогда краха не избежать.
В 2003 году появилась государственная программа реформирования и развития ЖКХ до 2010 года. Она предполагала два этапа: сначала создается необходимая нормативно-правовая база и изыскиваются средства, для того чтобы дать возможность коммунальным предприятиям сделать необходимый ремонт сетей и жилого фонда и выбраться из долгов. Затем эти предприятия должны были переоснащаться с тем, чтобы иметь возможность оказывать качественные услуги, и, соответственно, требовать от населения 100-процентной оплаты за них. Места частному бизнесу в программе не нашлось. Возможно, поэтому она забуксовала в самом начале из-за нехватки средств. В Минстрое убеждены – деньги должны прийти из карманов жильцов и частных предпринимателей.
В нынешнем году на развитие ЖКХ выделена беспрецедентная сумма – свыше 3 миллиардов гривен. Из них 250 миллионов – на техническое переоснащение жилого фонда. Чтобы эти деньги не растворились, принято решение выдавать их только тем домам, жильцы которых «созрели» для создания общества совладельцев многоквартирных домов (кондоминиумов) и готовы сами платить за ремонтные работы в доме. Это значит, что государственной поддержки хватит на 2-3 дома в каждой области.
Светлана Голландс