Сегодня состоятся переговоры между руководством Украины и группой американских экспертов по вопросам противоракетной обороны.
Главная цель визита — успокоить украинцев, что никакой угрозы от чешского радара и польских противоракет для Украины не исходит.
ПРОигрыш США
В ситуации вокруг размещения элементов американской ПРО в Восточной Европе существует ряд деталей, которые трудно понять даже экспертам, и которые свидетельствуют о недостаточной дипломатической и информационной подготовке США к своему «ПРОтиворакетному» прыжку в Европу.
Во-первых, США не представили достаточную аргументацию необходимости размещения своей ПРО на Европейском континенте. Иран и Северная Корея как «ракетная угроза для Европы» прозвучали недостаточно убедительно. А противники американской идеи получили прекрасный повод поговорить о «надувательстве» американцев.
Во-вторых, несколько обескураживает отсутствие единой и согласованной позиции европейских стран по американской ПРО в Чехии и Польше. Если проанализировать заявления лидеров Франции, Германии и Великобритании, то все они сводятся к односторонним репликам в интересах именно своих стран, но не объединенной Европы. Недавнее выступление генсека НАТО Яаапа де Хоопа Схеффера в поддержку американской инициативы вступает в диссонанс со словами одного из руководителей Евросоюза — Хавьера Соланы, который заявил, что ЕС не собирается участвовать в этом проекте США.
В-третьих, смущает обилие идей по созданию систем ПРО в Европе. Хорошо известно, что на недавнем саммите НАТО в Риге принято решение о начале работ по созданию системы ПРО — театра военных действий НАТО. Также существуют планы Франции, Германии, Великобритании, Италии и Нидерландов создать собственный вариант ПРО. Каким образом здесь еще поместится американская противоракетная система, пока непонятно.
Также не были проведены эффективные дипломатические консультации со странами-соседями Чехии и Польши. Поэтому Украина до сих пор не выработала четкую собственную позицию по этому вопросу. Даже МИД Украины 27 января назвал американскую инициативу «дополнительным элементом борьбы против проявлений терроризма», а уже 13 марта заявил, что официальная позиция Украины по этому вопросу может быть сформулирована только после проведения детальных переговоров и получения всей необходимой информации. Прогресс налицо.
ПРОзрение Украины
Попытки Украины выступить с консолидированной позицией по вопросу американской ПРО в Восточной Европе пока ничем не увенчались. И хотя Виктор Ющенко несколько раз выступал с заявлениями о том, что «расширение оборонного компонента безопасной политики — это направление, которое отвечает интересам европейской коллективной безопасности», все же, на фоне более сдержанных выступлений премьер-министра Виктора Януковича, слова президента звучали как мнение одного из лидеров страны, а не государства. Все это, фактически, выбило Украину из активного процесса обсуждения вопроса по ПРО — и в самом деле, что можно обсуждать, если нет общей позиции руководства страны. Конечно, все это можно объяснить сложностями «переходного периода политической реформы» и неопределенностью внешнеполитического курса. Однако, если отойти от политики, оказывается, что Украина имеет значительный интерес в вопросе создания систем ПРО в Европе и просто обязана включиться в «клуб по ПРОтиворакетным интересам».
Кроме очевидного вопроса обеспечения национальной безопасности (то есть определения возможных угроз от американской ПРО в Европе), Украина может принять участие в обсуждении и более практических аспектов. Среди них — применение разработанных Украиной ракетоносителей в качестве целей для отработки эффективности систем американской или европейской ПРО. Их запуск можно проводить с плавучей платформы Sea Launch. Также, ряд украинских предприятий может быть вовлечен в создание различных составляющих систем ПРО. И, наконец, — использование потенциала станций раннего предупреждения о ракетном нападении (СПРН) в Мукачево и Севастополе, которые пока использует в своих интересах Россия. Кстати, эти станции потенциально могли бы стать связующим звеном между США/Европой и Россией в создании объединенной системы ПРО. Ведь они фактически могли бы обеспечить то направление, в котором будет строиться радар в Чехии.
Однако, как не хочется признавать этот факт, с Украиной не хотят связывать свою противоракетную безопасность ни Россия, ни США с Европой. РФ уже создает замену украинским станциям на своей территории — новая СПРН будет принята на боевое дежурство в Армавире уже к концу 2007 года. Ну, а США делает ставку на новый радар в Чехии. Видимо, всему виной «многовекторная неопределенность», которая стала лейтмотивом внешней политики Украины в последнее время.
Михаил Самусь
14.03.2007, Дело