Интересы бизнеса и страны

Share

Корпорация «Индустриальный Союз Донбасса» — не первая, которой Алишер Усманов сделал свадебное предложение. Еще полгода назад он предлагал объединиться другому крупнейшему игроку металлургического рынка Украины — компании System Capital Management Рината Ахметова.


На желательность такого объединения намекали самые высокие российские чиновники. Однако несмотря на политическую волю Кремля, малая экономическая целесообразность такой сделки оказалась непреодолимым препятствием к ее заключению. Крупный украинский бизнес стал прагматичнее. Политика перестала доминировать над экономикой. Так было в 2005 году, когда президент Виктор Ющенко лоббировал интересы ИСД в борьбе за польский меткомбинат. Так будет и сегодня, когда у руля страны стоят выразители интересов прежде всего крупного капитала. Другое дело, что такой государственный лоббизм должен быть цивилизованным и не носить избирательного характера.


Конечно, в этой истории вряд ли удастся уйти от политики, как бы искренне этого ни желали обе стороны сделки. Когда речь идет о финансово-промышленных группах, формирующих сколько-нибудь весомую часть национального ВВП и обеспечивающих рабочими местами десятки тысяч людей, без участия государства и политических структур стратегические решения не принимаются. Ведь у любого правительства всегда найдутся рычаги для того, чтобы заблокировать на территории своей страны любую сделку. Тем более, когда речь идет об украинском и российском бизнесе, чьи интересы тесно переплетены с государственными. ИСД будет сложно обеспечить максимальную понятность нового формата сотрудничества с российским капиталом для украинской политической элиты и общества. Обязательно найдутся желающие использовать эту тему для нападок на менеджеров компании и на те политические силы и государственные институты, с которыми они связаны.


Партнерство с «Газметаллом» должно носить исключительно равноправный характер и никак не ограничивать экономическую свободу страны. В этом и кроется дополнительный мощный аргумент украинских металлургов в диалоге с российскими партнерами: политический фон сделки позволяет вести переговоры в рамках не только коммерческой парадигмы (где компании заведомо неравновелики), но и по правилам межгосударственного сотрудничества (когда принцип национального суверенитета требует равенства сторон независимо от их величины). И руководство ИСД прекрасно осознает в диалоге с Усмановым наличие четкого предела уступок, который определяется не только коммерческими интересами компании, но и национальными интересами страны.


Судьба ИСД как собственника нескольких крупных металлургических активов в Польше и Венгрии беспокоит не только Киев. Не остались равнодушными к обсуждаемому соглашению с «Газметаллом» и в Варшаве, Будапеште, Брюсселе, тем более что к близким к Кремлю российским компаниям там относятся настороженно. В этих условиях украинский бизнес может сыграть роль посредника и связующего звена между европейцами и россиянами, а может и оказаться на стороне одних в ущерб отношений с другими. Все зависит от способности действовать прозрачно и последовательно. Если крупнейшая в истории независимой Украины сделка состоится, она даст мощный импульс кооперации между двумя ведущими республиками бывшего Советского Союза и в других сферах. В первую очередь в газовой отрасли, машиностроении, химической промышленности и строительстве. Разорванные некогда экономические связи снова срастутся, но уже на новой, рыночной основе. И такие связи будут гораздо крепче, чем прежние.


Первые результаты переговоров о слиянии ИСД и «Газметалла» появятся не раньше чем через два-три месяца. Столь масштабный и комплексный процесс, как установление тесного партнерства между двумя крупными промышленными группами, ни для его участников, ни для страны не может быть только позитивным. Но иного пути повысить роль украинского бизнеса в мировом разделении труда, кроме как через его транснационализацию, нет. В любом случае наблюдать за этим процессом будет интересно.