Снегоуборочная техника простояла без дела почти два месяца. А теперь все равно денег на уборку не хватает.
Снегоуборочные машины таки дождались своего звездного часа. Теперь им работы невпроворот. Но почему же их так катастрофически мало на дорогах Киева? Пару снежных дней подряд – и мы уже утопаем в грязи.
Уборка города от снега – обязательная статья расходов в бюджете города. Больше половины зимы снега не было. А теперь, когда действительно город замело, денег на уборку почему-то нет.
– Для уборки города от снега задействовано 396 единиц спецтехники. В Киеве лишь уборка Крещатика профинансирована на 100%. Другие районы получили 27– 80% от необходимой суммы, – рассказывает Владимир Рознетовский, заместитель гендиректора коммунальной корпорации “Киевавтодор”.
Как утверждает Владимир Францевич, до 24 января техника работала в летнем режиме. Затраты на ее эксплуатацию ненамного ниже, чем обслуживание снегоуборочных машин. По его словам, город сэкономил разве что на соли, которой в каждом районе за день разбрасывается не меньше тонны. Чтоб привести в порядок весь Киев, “Киевавтодор” тратит 1,2 млн грн в день. Притом, что вывоз снега в эту сумму не входит – эта услуга властями не финансируется. До тотальной застройки в столице было множество площадок для своза грязного снега, теперь за каждым районом закреплена лишь одна.
– Нет смысла вывозить снег, который тает на глазах. Мы очищаем тротуары и проезжую часть. Подтаяв, снег попадет в стоки, – утверждает Владимир Францевич.
“Газета…” решила проверить, какова ситуация на улицах города и так ли быстро тает снег, который не торопятся вывозить. Выехали с улицы Татарской на Артема. Весь сгребаемый снег сосредотачивается на кромке между дорогой и тротуаром. Из снежных сугробов торчат металлические колышки – это забор. Транспорт утопает в лужах. В районе Львовской площади не работают светофоры. Поворачиваем на улицу Воровского. Тут никто не убирал. Перейти улицу, кажется, можно только вплавь. Воровского находится на склоне, мы едем вдогонку снежно-водному потоку. Повернули на Гоголевскую. На улице движение, мягко говоря, “сонное”. Зато обнаружили дворников с лопатами. На Дегтяревской, в районе старого трамвайного депо, на остановке люди стоят по косточки в грязи.
А как у них?
В Праге за грязь повышают налоги
У наших соседей поляков в Варшаве, Кракове после снегопада на улицы выходят классические дворники – простыми лопатами они старательно чистят улицы, так что последствия непогоды быстро убираются. При этом зарплата у них около $200 в месяц – мизер, как для Польши. В Праге, кроме муниципальных уборщиков за территорию, прилегающую к домам, отвечают их собственники. Чем грязнее эта территория, тем выше налог на недвижимость, который собственникам приходится платить. Вот они и нанимают уборщиков и внимательно следят за их работой.
Яркий пример того, что убрать улицы города можно, если захотеть, – Москва. Первая зима Москвы с новым мэром Лужковым – это была для нее мечта, воплощенная в реальность. Зимой снега в городе просто не было: чистейший асфальт, не то что наростов льда или снежного месива – не было ни снежинки. При этом снег убирался и вывозился так незаметно, что, казалось, все происходит по мановению волшебной палочки. Дворники работали по ночам, снегоуборочные машины тоже. Еще все газеты кричали о том, что Лужков закупил специальное дорогое средство для таяния льда и снега, не наносящее вреда экологии. И к хорошему москвичи привыкли быстро. Но вот выбрали Лужкова на новый срок, за ним уже закрепился твердый имидж, и зима в Москве снова стала прежней – слякотной, грязной, с солью, разъедающей подошву обуви. С тех пор много снегов растаяло, а москвичи все еще помнят те незабываемые первые зимы Москвы с Лужковым. Ведь может же Москва справляться со снегом, и средства есть!
Анна Бокань, Олег Бесараб
14.02.2007, Газета по-киевски