Забытые тайны крепости-невидимки

Share


Киевляне не догадываются о том, какие исторические памятники можно случайно встретить на своем пути. Гуляя по городу, «Ведомости» отправились по неизвестному маршруту со знатоком города Иосифом Гойзманом.



Наша экскурсия-экспромт началась от метро «Днепр». Если оттуда идти вдоль реки в сторону Подола, а потом немного подняться по склону, то можно увидеть старинную крепость.



«Это опорная стена второго редута Киевской крепости, — поясняет Иосиф Рувимович. — Она была построена в 1830 годах». Расположившаяся меж днепровских круч крепость, которой уже более 170 лет, ни на сантиметр не сдвинулась со своего места. «Она строилась с такой аккуратностью и надежностью, что диву даешься инженерному исполнению», — продолжает наш гид. Прочность постройки и ее практически первозданный вид поясняются тем, что строилась она из спонделуевого кирпича. «Кирпичи из сине-зеленой глины — одни из самых крепких в мире. Почти все сооружения Киевской крепости возводились из них, — продолжает Иосиф Гойзман. — Когда обстреливали Арсенал в 1905 году, то пули увязали в толще стены, а вот современный кирпич рассыпается от удара. Примечательно, что за десятки лет до того, как проектировали крепость, уже готовили ямы для гашения извести, которую потом использовали в кладке».



Крепостное сооружение поражает не только своей прочностью, но и исполнением: небольшие кирпичики уложены в кладке один в один. «Вот полюбуйтесь на карнизы из круглых кирпичей, — указывает нам рукой Иосиф Рувимович. — Совершенно не функциональный элемент, зато сколько эстетики! Раньше даже военные сооружения строили так, чтобы они радовали глаз».



Чтобы попасть в сердце оборонного сооружения, нам пришлось карабкаться по склону, а затем, вооружившись припасенными фонариками, спускаться по обломкам лестницы. Некогда ее, сложенную из кирпича, уютно покрывали деревянные доски. Сейчас вместо покрытия — бытовой мусор, в основном всевозможная пивная тара. В крепости мы обнаружили большую квадратную комнату и опять же кучи мусора. Иосиф Рувимович указал на облупившуюся штукатурку. Несмотря на то что она покрывала кирпичную стену, рисунок ее повторял… кладку. Опять же для красоты!



Наш гид убежден, что, если бы расчистить эту крепость да разрекламировать, сюда  вместо бомжей и романтических подростков с бутылкой пива в руке потянулись бы толпы туристов. «Когда человек живет среди исторических памятников, то и самосознание у него масштабное. А живущий на мусорнике так себя и ведет, — погрустил вместе с нами Иосиф Гойзман. — Дай Бог, чтобы до конца века тут хотя бы мемориальная доска появилась».



Впрочем, сейчас даже элементарных табличек нет. Как ни пытались, но так и не нашли ничего указывающего на то, что крепость является историческим памятником.



Выбравшись из крепости, мы продолжили прогулку. Поднялись вверх к Зеленому театру — рядом с ним тоже расположена подпорная станка. «В архивах она обозначена как «Третий казематированный верк». Видимо, здесь находились казармы», — предполагает Иосиф Рувимович. Сейчас же «казематированный верк» вместе с летним кафе обнесен железным забором, закрытым на замок. Рядом расположился вагончик сторожа. «Я милицию вызову, — пригрозил нам охранник Михаил. — Это частная собственность». Но после недолгих пререканий, согласившись с нами, что памятник истории, по логике, не может быть чьей-то собственностью, сторож пустил нас на территорию. Попав внутрь, мы обнаружили, что крепость во многих местах не так давно копали. Наш гид показал нам участки, где, по его предположениям, могли быть спрятаны входы в туннели, которые уходят далеко в глубь склона и проходят под элитным домом возле станции метро «Арсенальная». Чувство таинственности и причастности не покидало до самого метро, где и закончилась наша необычная прогулка.



Анастасия Рингис


7.02.2007, Киевские ведомости