Профсоюз сыграл на понижение

Share

Цены на никель упали после заявления рабочих Xstrata
Активность профсоюзов по защите прав работников уже успела доставить много неприятностей крупнейшим горнодобывающим компаниям. Мировой рынок никеля несколько дней держался в напряжении из-за угрозы забастовки на рудниках, принадлежащих швейцарской Xstrata Plc. В итоге руководству компании удалось договориться с профсоюзами и рынок вздохнул с облегчением: вчера никель упал в цене с 36 350 до 35 900 долл. за тонну.

31 января истекал срок действия коллективного договора между трудовым коллективом и руководством горнодобывающей компании Sudbury («дочка» Xstrata ). Предлагаемый работодателями новый договор не устраивал рабочих, так как его положения не носили ясной однозначной трактовки.

Требования профсоюза CAW-Local 598 (представляет интересы рабочих Sudbury) заключались в том, чтобы переписать контракт, чтобы он стал понятен работникам. Однако руководство компании отказывалось идти на компромисс и настаивало на своем варианте соглашения. Чтобы подкрепить свои требования, CAW-Local 598 грозил вывести тысячу человек на пикет уже 1 февраля. Впрочем, до этого не дошло: после недельных переговоров стороны «смогли прийти к компромиссному варианту договора и подписали предварительное соглашение об одобрении нового коллективного договора», сообщила вчера Xstrata. Профсоюз порекомендовал своим членам согласиться подписать новый вариант договора.

Доля Sudbury на мировом рынке никеля составляет всего 4%, однако достижение соглашения по коллективному договору между руководством Xstrata и профсоюзом CAW-Local 598 стало очень хорошей новостью для всего мирового рынка никеля. Уже в четверг цены на этот металл упали до 35 900 долл. за тонну с позавчерашних 36 350 долл. А еще в начале недели стоимость трехмесячных фьючерсов составляла 37 850 долл. за тонну.

Экспертов не удивляет то, что любые проблемы у горнодобывающих компаний тут же приводят к взлету цен. Так было, например, летом прошлого года, когда бастовали рабочие на чилийском месторождении. Совсем недавно с подобными неприятностями столкнулись крупнейшие алюминиевые компании — Alcan и Alcoa, которые были вынуждены прекратить добычу бокситов в Гвиане из-за всеобщей забастовки в этой стране. Если бы забастовали рабочие «Норникеля», цены на никель взлетели бы еще больше, отмечает Дмитрий Скворцов из Банка Москвы, комментируя реакцию биржи на трудовые споры в Канаде, ведь российская компания производит 20% никеля в мире.

У «Норникеля» отношения с рабочими не всегда складывались гладко. Например, профсоюз компании грозил забастовкой в феврале 2003 года, однако ее удалось предотвратить. Однако, как заверяют в «Норникеле», сейчас повторение той ситуации маловероятно. Как сообщила РБК daily представитель компании Елена Ковалева, сейчас у них отношения в социально-трудовой сфере регулируются в основном коллективными договорами. Работниками и работодателями поддерживается прямой диалог, с этой целью в компании был создан корпоративный социально-трудовой совет.

Впрочем, эксперты полагают, что вскоре влияние протестных настроений на рынок никеля уже не будет столь значительным. Дмитрий Скворцов считает, что рынок никеля уже давно перегрет и в течение этого года его ожидает коррекция до 24 тыс. долл. за тонну. А вот начальник управления драгметаллов «Норникеля» Антон Берлин не так категоричен: «Перегрет рынок или нет — покажет время», — говорит он. Явным примером перегрева является ситуация на рынке палладия в январе 2001 го­да, когда цена достигла 1094 долл. за тройскую унцию, а потом последовало обвальное падение, вспоминает Антон Берлин.

МАКСИМ ШАХОВ