Проблема жилищно-коммунальных тарифов в Киеве уже переросла в конфликт между городской властью и киевлянами. Причин противостояния несколько.
Первая – состояние коммунального хозяйства, которое не реформировалось с 70-х годов. Крайне низкое качество услуг, изношенность систем, грязь в подъездах стали обычными для большинства многоэтажек. Плюс отсутствие точного учета количества и качества поставляемых услуг. Но наихудшее – что никогда еще повышение тарифов не улучшало качество работы ЖКХ.
Вторая причина – в самоуверенности мэра и некомпетентности его окружения. Леониду Черновецкому, вероятно, казалось, что сработает проверенная схема, когда резкий ценовой удар будет смягчен раздачей очередных “пайков” в виде снижения квартплаты для жителей бараков и “хрущевок” и раздачи рисово-паштетных наборов неизвестного происхождения. На пресс-конференции Черновецкий пообещал снижать им же повышенные тарифы аж до тех пор, пока они не станут такими, как до его прихода. Кажется, эту логику необходимо проанализировать не только экономистам, но и врачам-психиатрам…
Но не сработала эта политика: ведь новые тарифы отбирают у каждой киевской семьи сотни гривен в месяц, а субсидии и пайки возвращают лишь малую часть отобранного, да и то не всем. Киевские пенсионеры оказались намного более сильными экономистами и быстро определились: пайки берут, но за квартиры платят по старым ценам.
Не верят граждане и обещаниям соратников мэра провести перерасчеты после снижения тарифов. “Укрзалізниця” вон в конце 2006 года, незаконно повысив цену на билеты, заработала на гражданах свыше 20 млн грн и никому ничего возвращать не собирается.
Третья причина конфликта – в более высокой, чем прежде, осведомленности киевлян. Лишь отдельные плательщики не знают, что формирование тарифов осуществлено непрозрачно, и граждан по-прежнему заставляют платить не только за сами услуги, но и за бесхозяйственность их поставщиков. В свое время в тарифы включались затраты на фуршеты и презентации в “Киевэнерго”, содержание столовых, баз отдыха, охотничьих хозяйств этого ведомства. За счет тарифов осуществлялась доплата пенсионерам “Киевэнерго” и гасились штрафы и пени, которые накладывались на компанию. А изменилась ли ситуация сегодня?
Знают киевляне и о заинтересованности отдельных депутатов Киевсовета и окружения Черновецкого в возрастании тарифов. Ведь 39% “Киевэнергохолдинга” принадлежат подконтрольным им кипрским компаниям.
Из независимой прессы киевлянам известна и позиция ведомств, которые призваны контролировать работу местной власти в сфере тарифообразования. В частности, то, что письмом №5502 от 27.12.06 начальник ГУ юстиции Киева Дмитрий Сокуренко проинформировал: ни одно из “тарифных” распоряжений не прошло процедуру госрегистрации, а потому недействительно.
Все эти причины и привели к обратному эффекту: вместо возрастания поступлений имеем лишь около 15% проплат.
На мой взгляд, киевляне как законопослушные граждане должны выполнять лишь законные распоряжения власти. То есть платить по старым тарифам. Что же касается власти, лучшее, что она могла бы сделать, – отменить все распоряжения о повышении тарифов, а разницу между себестоимостью услуг и уровнем поступлений компенсировать из горбюджета. А главное – безотлагательно заняться реформированием жилищно-коммунального хозяйства.
Не секрет, что комуслуги в подавляющем большинстве носят монопольный характер. Ведь мы не можем выбрать более дешевое централизованное отопление или водоснабжение. И в этой ситуации задача власти – защищать потребителей и ограничивать желание монополистов заработать как можно больше. Но киевская власть, наоборот, инициирует экономически необоснованное повышение тарифов на монопольные услуги.
Никак не хочет решить власть и проблему стандартов услуг. Постановление Кабмина № 560 от 12.07.05 требует не только прозрачности всех составляющих квартплаты, но и установления ее для каждого дома индивидуально. Ведь каждый дом имеет разную степень износа конструкций и систем, отличные системы подогрева воды и приготовления пищи. И высота потолка играет важную роль, ведь обогреваются не квадратные метры площади, а кубические метры воздуха в середине помещения. Все это и многое другое должно учитываться, и гражданам нужно платить за услуги, которые реально предоставляются в их доме, а не по городу в целом.
Уже несколько лет я настойчиво, но безрезультатно обращаюсь к руководству АК “Киевэнерго”, а в последнее время – к первому заму главы КГГА Анатолию Голубченко с просьбой предоставить официально оформленный и подписанный “Температурный график тепловой сети “Киевэнерго”. Этот документ устанавливает соотношение температур теплоносителя и окружающей среды: чем холоднее воздух, тем выше должна быть температура теплоносителя. Если бы он существовал, каждый руководитель ЖСК, ОСМД или жэка мог бы контролировать параметры системы отопления и обжаловать действия тепловиков в случае недогрева.
Юридически подкованные граждане пытаются и сегодня отстаивать свои права в суде. Но помехой является уникальная система отношений, которая сложилась в жилищно-коммунальном комплексе еще в советские времена. У нас граждане заключают договора не с поставщиками услуг, а с посредником в виде жэка. И потребовать чего-то от того же “Киевэнерго” или “Водоканала” юридически не имеют права.
Сознательно запутан и учет услуг тепловиков. Поставщики выставляют счета за подогрев воды в Гигакаллориях, а жэки собирают оплату с граждан за кубометры горячей воды. При этом возникает значительная разница, которая для коммунальных домов покрывается за счет бюджета, а ЖСК и ОСМД должны делать это за собственный счет. Но у них нет источников, граждане-то заплатили по счетчикам! Это ведет к финансовому банкротству объединений и возможному списанию их имущества в пользу “Киевэнерго” и других компаний. Кроме того, такое различие в подходах нарушает принцип равенства прав и форм собственности, декларируемый Конституцией.
Не менее важна в отношениях власти и граждан проблема объективного учета предоставленных услуг. Программа установления домовых счетчиков тепла и горячей воды, на реализацию которой киевляне уже несколько лет дополнительно платят 5,5% стоимости услуг, тормозится, и сегодня такими счетчиками оборудованы лишь 20% домов. Если темпы не изменятся, реализация программы завершится лет через 30.
Причины понятны: отсутствие приборов учета позволяет поставляющим компаниям переложить свою бесхозяйственность на плечи граждан. Сравните: в квартирах, оборудованных счетчиками холодной воды, киевляне платят в месяц за 1,5–3 кубометра на одного человека, а там, где счетчики не установлены, списывается от 8 до 16 “кубов”.
Поэтому следующим шагом в реформировании ЖКХ должна стать массовая установка счетчиков на всем пути услуги от производства до каждой квартиры. При этом контроль и сверка баланса должны вестись в отдельности от котельной к бойлеру, от бойлера – к домовому узлу учета, а от него – к квартирному счетчику. И проблема установки и эксплуатации счетчиков должна быть проблемой поставщиков услуг, а не потребителей. Мы ведь не идем за колбасой со своими весами, почему же нас заставляют за собственные средства ставить и регулярно проверять приборы учета?
Абсолютно других подходов требует и техническая политика в системе ЖКХ. Прежде всего это касается энергосбережения, новейших технологий, строительства и замены сетей, санитарной очистки и переработки мусора. Но все же главная задача – изменить роль жэков. Сегодня они одновременно выполняют функции и управления жилыми домами, и предоставления услуг, и контроля за собственной деятельностью. А целью реформирования должен стать переход на прямые договоры между поставщиками и конечными потребителями услуг, как это, в частности, делается с электроэнергией.
После внедрения прямых договоров жэки превратятся в хозрасчетные жилищные инспекции: будут контролировать качество услуг и применять санкции к нарушителям договорных обязательств. Городская организация партии “Реформы и Порядок” еще 4 года назад тщательно изучила опыт работы таких инспекций в Москве, Санкт-Петербурге и прибалтийских столицах. Тамошние граждане активно используют возможности инспекций для улучшения обслуживания.
Решили наши соседи и главную проблему, которая породила нынешний конфликт. Перед повышением тарифов их рассматривают общественные комитеты, в состав которых входят на паритетных началах компании – поставщики услуг и представители общественных организаций потребителей. У них разные интересы, но они вынуждены находить взвешенный баланс. У нас же власть механически повысила стоимость услуг в 3,4 раза на основании предложений лишь заинтересованных ведомств. Изучение общественной мысли руководство города лишь имитирует. В каждых “общественных слушаниях”, которые транслирует ТРК “Киев”, ощущается нескрываемая режиссура власти.
Остряки из народа даже предложили текст возможной телеграммы, которая бы отвечала атмосфере слушаний. “Уважаемые руководители Киева! Мы искренне поддерживаем ваше решение о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 3,5 раза. Глубоко убеждены: это пойдет на пользу каждой киевской семье, которая научится жить еще экономнее и направит излишки семейного бюджета на эти цели. Благодарим вас за качественное обслуживание домов, за чистоту и уют в подъездах и дворах и готовы платить еще больше. Пациенты больницы Павлова”.
Можно посмеяться. Но почему-то хочется плакать, а еще больше – просить инициаторов новых тарифов возвратиться к предыдущей трудовой деятельности. Там у них получалось лучше.
Депутат Киевсовета, заместитель руководителя фракции “Блока Виталия Кличко” Владимир Бондаренко