Литва питается мясом российских экспедиторов

Share

Сразу несколько руководителей калининградских экспедиторских предприятий заявили, что во время пограничного досмотра железнодорожных составов на литовской станции Кибартай часть мясной и рыбной продукции бесследно исчезает.



Хищения продовольствия, утверждают экспедиторы, начались вскоре после появления требований Евросоюза об ужесточении правил ветеринарного контроля перевозимых через Литву грузов.



По словам генерального директора «Калининградрыбсбыттранса» Вадима Козакевича, «мороженую рыбу отправляют из Калининграда в запломбированных вагонах. Во время их досмотра на станции Кибартай литовские контролеры снимают с дверей запорные устройства, поставленные Калининградской железной дорогой.



Доступ к продукции становится открытым. Этим и пользуются недобросовестные работники. Не стоило бы об этом говорить, если бы речь шла о мелких хищениях. Но из наших вагонов пропадало сразу по 10 –15 упаковок свежемороженой рыбы (одна упаковка весит порядка 60 кг). Две-три упаковки исчезают почти при каждой перевозке.



Владимир Гриб, генеральный директор агропромышленного холдинга «ОВА», специализирующегося на выпуске мясных консервов, утверждает, что из-за вскрытия дверей и ветеринарного досмотра груза, перевозимого в крытых вагонах, фирма теряет в пути за один рейс до шести коробок мясных консервов. В каждую коробку упаковывается по 48 банок продукции.



В итоге на пункте выгрузки выясняется, что в вагоне, на котором стоит литовская серебряная пломба, не хватает порядка 300 банок.



Как сообщил корреспонденту «Гудка» начальник коммерческой службы в сфере грузовой деятельности Калининградской железной дороги Юрий Лебедев, передача вагонов со скоропортящимися грузами калининградского формирования со станции Нестеров на станцию Кибартай производится чаще всего партиями по 10 –15 единиц. Но нередко отдельные вагоны, предназначенные для досмотра, отцепляются от состава и передаются на литовской стороне. С этого момента КЖД полностью теряет над ними контроль.



По имеющимся у дороги данным, в этот момент подвижной состав загоняют в тупик, где груз и находится какое-то время в ожидании проведения ветеринарного надзора.



«Средний простой вагонов на этой операции составляет 14 часов. Досмотр же продукции животного происхождения согласно требованиям Евросоюза, в состав которого входит Литва, производится при обязательном вскрытии дверей. При этом представители КЖД на контрольный досмотр не допускаются. Поэтому мы не знаем, что там делается с отправленной с нашей дороги продукцией», – говорит Юрий Лебедев.



В соответствии с правилами перевозок, как разъяснил Вадим Козакевич, за пропажу продукции в пути в случае замены пломбы претензии предъявляются грузоотправителям и экспедиторам. Недостача же на месте доставки грузов измеряется десятками килограммов. По этому поводу грузополучатели все чаще присылают на фирму акты о недостаче. Получается, что за украденную в Литве рыбу приходится расплачиваться калининградским транспортникам. После «досмотра по правилам Евросоюза» двери закрываются, на них снова ставят пломбу, но – Литовской дороги, которая приравнивается к пломбе отправителя.



Как признался один из руководителей предприятия «Калининградский рыбоконсервный комбинат» Владимир Королев, для того чтобы компенсировать убытки из-за потерь, регулярно происходящих в ходе ветеринарного досмотра на станции Кибартай, комбинат вынужден закладывать в стоимость одной банки рыбных консервов специальную наценку,чтобы было чем расплачиваться за украденную продукцию, стоимость которой в течение года достигает полутора миллионов рублей. Другими словами, за исчезновение грузов платят не только фирмы-отправители, но и рядовые потребители.



Разговор о хищениях рыбы и мясных консервов из поездов калининградского формирования на литовской станции Кибартай был поднят на недавней встрече руководства компании «Рефсервис» с грузоотправителями и экспедиторами Калининграда. Недостача продукции на местах выгрузки, как выяснилось, обнаруживается не только в крытых вагонах, но и в рефрижераторных секциях.



На них пломбы при досмотре в Кибартае литовские таможенники также меняют. Чтобы предупредить хищения, руководство «Рефсервиса» пообещало вменить в обязанность механикам рефсекций лично присутствовать при досмотре груза на станции Кибартай. Но как быть хозяевам грузов, перевозимых в крытых вагонах? Их представителей на иностранную территорию не допускают.



Грузовладельцы предложили включить вопрос о ситуации с досмотром в повестку дня очередных двусторонних переговоров между руководителями транспортных министерств Литвы и России.



Корреспондент «Гудка» попытался связаться по телефону с представителями литовской таможни на станции Кибартай и узнать у них о причинах пропажи части скоропортящихся грузов из калининградских вагонов. Но таможенники, категорически отказываясь представиться, утверждали, что о подобных фактах никогда не слышали.



Начальник управления по таможенно-брокерской деятельности РЖД Автандил Горгиладзе сказал «Гудку», что главную роль в решении проблем калининградских экспедиторов, возникающих на литовском погранпереходе, должен сыграть начальник коммерческой службы в сфере грузовой деятельности Калининградской магистрали. Он должен аккумулировать все материалы о случаях, когда экспедиторы заявляют о хищениях при перепломбировании вагонов литовской стороной, систематизировать их, проанализировать ситуацию и проинформировать о ней литовскую сторону. «Решение вопроса кроется именно в таких действиях начальника коммерческой службы магистрали, и он обязан их проводить в жизнь», – сказал в заключение Автандил Горгиладзе.



Президент Гильдии экспедиторов России Семен Резер назвал позицию литовской стороны проявлением местничества. «Перевозки из Калининграда – типичный транзит, и литовцы нарушают правила международной торговли, чиня препоны на его пути.



Они сами от этого проигрывают, поскольку есть угроза потери данного направления транзитных перевозок», – отметил Семен Резер.



Александр Заковряшин, Леонид Григорьев


Гудок, 11.01.2007