Начало открытой продажи земли позволит вывести из тени уже давно производимую незаконную их скупку
Кабинет министров выступил за продление моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения. Для этого антикризисной коалиции необходимо было войти в союз с главным политическим оппонентом – Блоком Юлии Тимошенко и преодолеть вето Президента на закон, продлевающий мораторий на продажу земли. Очевидно, что в обмен преодоление вето, лидер блока потребует от антикризисной коалиции проголосовать за давно лоббируемый ею закон «Об оппозиции».
Аналитики считают, что начало открытой продажи земли позволит вывести из тени уже давно производимую незаконную скупку земель, оценочная стоимость которых превышает $300 млрд.
Поспешности, с которой в правительстве заявили о неприемлемости отмены моратория на торговлю земли удивляться не стоит. После того, как украинские олигархи подели между собой промышленные и финансовые активы, земля остается чуть ли не единственным бесхозным активом. Поэтому в Кабмине настолько уверены в том, что сумеют преодолеть вето Президента, что даже срок установили – 20 января. Правительство даже рекомендовало нотариусам не регистрировать сделки по купле-продаже земли.
Напомним, правительство настаивает на продлении моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения до 1 января 2008. Закон, устанавливающий данную норму, был одобрен Верховной Радой 19 декабря 2006 года в пакете с законом о госубюджете-2007.
Главным аргументом чиновников является мысль о том, что снятие моратория приведет к хаосу в секторе земельной частной собственности. В частности, для прессы первый вице-премьер Андрей Клюев высказал мысль, что отмена моратория и начало процесса продажи земель сельхозназначения без наработки соответствующей законодательной базы и введения полноценной системы земельного кадастра может привести к необратимым последствиям.
Апелляция членов антикризисной коалиции к тому, что правила игры на рынке не имеют законодательной поддержки, выглядят несерьезными. Имея в своих рядах стойкое большинство в парламенте, эти законы могут быть одобрены на протяжении короткого отрезка времени. Например, «Об ипотеке», «Об аренде земли», «Об особенностях обращения земель, находящихся в государственной и коммунальной собственности» и «Об особенностях обращения земель товарного и сельскохозяйственного производства».
Причины активности чиновников и их союзников в парламенте нужно искать в бизнес-плоскости, поскольку существующий мораторий на продажу земли консервирует теневой рынок купли-продажи земли сельскохозяйственного назначения.
Сравнительно «честных схем» по получению в собственность этих земель существует несколько. Одна из них – скупка паев украинских селян, которые, не зная реальной цены земли, соглашаются на дешевую продажу. Между тем, цены на землю в пригороде выросли уже в несколько раз. После того, как теневой владелец получает нужное количество паев, наступает время работы сельских рад, которые охотно и на «безвозмездной» основе меняют целевое назначение указанных земель и выводят из сельскохозяйственного фонда. После этого землю можно использовать по своему усмотрению – под застройку либо на жилого объекта, либо промышленного предприятия.
В частности, по словам Михаила Бродского, по такой схеме активно работают бизнес-структуры, близкие к члену БЮТ, народному депутату Богдану Губскому, что и стало немаловажным фактором в поддержке всей фракцией закона о преодолении вето.
Не исключен и личный интерес семьи Андрея Клюева к продлению моратория. Так, в интервью «Украинской правде», его брат Сергей прямо заявил, что инвестиции в недвижимость являются самым выгодным капиталовложением. Однако прямых доказательств лоббирования интересов брата со стороны Андрея Клюева нет.
О том, что теневой передел земельного рынка идет, подтверждают и сами чиновники. Так, в своем недавнем выступлении первый заместитель председателя Киевской областной государственной администрации Виктор Вакараш отмечал, что в Киевской области приобрело массовый характер изменение целевого назначения земель, смыслом которого является получение «легких доходов» от продажи участков. Проблемными в этом вопросе он назвал Киево-Святошинский, Макаровский, Бориспольский, Васильковский районы.
Между тем, легализация уже существующего теневого рынка позволила бы решить множество стратегических задач как для украинского села, так и для экономики государства. Во-первых, реальная оценка стоимости земли облегчила бы банкам процесс кредитования сельхозпроизводителей. По разным оценкам, вся украинская земля стоит от $300 млрд. до $600 млрд., что позволяет надеяться на привлечение кредитных ресурсов в село от $100 млрд. до $200 млрд. при применении стандартных банковских норм.
Во-вторых, прозрачный рынок земли резко повысил бы инвестиционную привлекательность Украины, поскольку нерешенность вопросов купли-продажи как сельскохозяйственных, так и не сельскохозяйственных земель является одним из тормозов роста инвестиций в страну. Например, при инвестировании в производство в Украине сразу же возникает вопрос о форме собственности на землю, на которой это производство находится. И если у инвестора будут хоть малейшие опасения на этот счет, то инвестиционного потока ждать не придется.
Тарас Загородний