Корпорация «Антонов» будет реформирована в ГАК. Каким образом будут распределяться материальные активы участников новой структуры, будет понятно из ее устава.
Мы решили пока не углубляться в суть этой новой трансформации, а разобраться с вопросом собственности на бренд «Антонов», который, возможно, станет одним из самых ценных нематериальных активов будущей структуры. Мы обратились к президенту Всеукраинской ассоциации представителей по делам интеллектуальной собственности (патентных поверенных) Василию Красникову с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию.
Вопрос: Василий Семенович, расскажите, что представляет собой торговая марка? Есть ли особенности в регистрации торговых марок на имя государственного предприятия?
Ответ: Торговая марка — это обозначение, которое позволяет отличать товары и услуги одних лиц от аналогичных товаров и услуг других лиц. Торговая марка позволяет соотнести товары и услуги с их производителем. Она подтверждает обязательства владельца торговой марки относительно определенного уровня качества его продукции.
Никаких особенностей регистрации ТМ государственным предприятием я не вижу. Государственное предприятие — это обычное юридическое лицо, учредителем которого является орган государственного управления. К примеру, АНТК имени О.К.Антонова было создано в 1946 году постановлением ЦК ВКП (б) и Совета Министров СССР. Сегодня его учредителем считается Минпромполитики Украины. Но права интеллектуальной собственности, полученные АНТК во времена СССР, продолжают принадлежать ему и сейчас.
Так, в государственных реестрах Украины и Российской Федерации записано, что владельцем торговых марок АНТОНОВ, ANTONOV, АН, AN и других является Авиационный научно-технический комплекс имени О.К.Антонова.
В: То есть те торговые марки, которые нынешние и предыдущие руководители Минпромполитики считали и считают государственными, на самом деле принадлежат не государству?
О: Совершенно верно. Государство не является лицом ни физическим, ни юридическим, соответственно, оно и не может быть владельцем прав интеллектуальной собственности.
Причем результат интеллектуальной деятельности, созданный за бюджетные средства, также не может быть в собственности государства. Государство возвращает бюджетные деньги, вложенные в тот или иной проект, через систему налогообложения при производстве и продаже соответствующих товаров.
В: А как же тогда ситуация с корпорацией «Антонов», которая использовала в своем названии торговую марку, фактически принадлежащую АНТК?
О: Любые отношения между корпорацией, как юридическим лицом, и ее участниками, тоже юридическими лицами, могут строиться только на договорной основе. То есть ТМ АНТОНОВ, принадлежащую АНТК им. О.К.Антонова, корпорация может использовать только по лицензионному договору. Но лицензионного договора между корпорацией и АНТК нет. Свое название корпорация АНТОНОВ получила в соответствии с указом президента от 27 мая 2005 № 850/2005 и постановлений Кабмина от 14 июля 2005 № 583 и от 3 октября 2005 № 998.
То есть лица, которые готовили указ президента и постановление правительства о создании корпорации с включением в ее название торговой марки АНТОНОВ, действовали в духе постановлений ЦК КПСС и СМ СССР, когда существовала практика передачи на безвозмездной основе различных прав.
Включение в название корпорации ТМ АНТОНОВ ввело в заблуждение и дезориентировало эксплуатантов авиационной техники, серийные заводы и многих других лиц, связанных с авиацией. Сокращенно АНТК им.О.К.Антонова и корпорацию АНТОНОВ называют просто АНТОНОВ. С советских времен практически до настоящего времени письма с адресом Киев, КБ АНТОНОВ находили своего адресата. Появление таких двух предприятий совсем не безобидно. Право выдавать рекомендации, влияющие на летную годность, эксплуатантам, изготовителям и ремонтным предприятиям, принадлежит разработчику. Путаница между АНТК им. О.К.Антонова и корпорацией АНТОНОВ может иметь очень печальные последствия: некомпетентная рекомендация, выданная ненадлежащим лицом, может привести к летным происшествиям.
В: А сколько, по-вашему, сегодня может стоить бренд «Антонов»?
О: Для оценки всех видов имущества используют три фундаментальных подхода — доходный, затратный и сравнительный. Для оценки нематериальных активов, а именно товарных знаков, основным является доходный подход.
Стоимость зависит в первую очередь от цели, которую ставит перед собой владелец марки при ее оценке: продать подороже или, наоборот, занизить стоимость нематериальных активов. Поэтому точных цифр по этому вопросу нет. В любом случае она зависит от суммарной стоимости продукции, реализованной под этой торговой маркой. Самолеты разработки АНТК производятся на целом ряде заводов в Украине, России, Польше, Иране. Еще больше предприятий занято их ремонтом и техническим обслуживанием. Это перечисление дает косвенное понятие, как оценивать данную марку. В России, к примеру, когда оценивали бренды отдельных авиастроительных компаний, то речь шла о десятках миллиардов долларов. А многие из них значительно уступают «Антонову» по многим показателем. Так что, я бы сказал, что стоимость «Антонова» на сегодня исчисляется как минимум десятками миллиардов долларов.
В: Тогда, возвращаясь к вопросам права, насколько развито украинское законодательство в плане защиты торговой марки?
О: Украинское законодательство в сфере защиты торговых марок базируется на целом ряде международных соглашений и на законах Украины. Есть даже статья 229 Уголовного кодекса Украины, предусматривающая ответственность за незаконное использование торговой марки, в том числе повторно или по предварительному сговору группы лиц, и в виде штрафов, и в виде лишения свободы. Но это не пугает государственных чиновников. Руководители государственных предприятий находятся на контракте с министерствами, которые требует регулярного продления. Это позволяет государственным чиновникам создавать любые добровольные объединения государственных предприятий, принимать другие интересные решения.
Торговые марки законодательство защищает, но оно не достаточно защищает руководителей государственных предприятий от произвола чиновников.
Игорь Лавриненко
Экономические известия, 26.12.2006