Уголь испытают фрахтом

Share

Американская консалтинговая компания Global Insight Inc прогнозирует падение цен на морские перевозки энергетических углей. Российским угольщикам это грозит потерей части европейских рынков, железнодорожникам – серьезным сокращением перевозок.



Прогноз Global Insight Inc в среду вечером обнародовало агентство Bloomberg, которое утверждает, что цена угля для европейских электростанций может упасть на 23% в следующие три года. Причина – уменьшение стоимости фрахта морских судов для перевозок угля. Оно позволит угольщикам ЮАР увеличить поставки угля и захватить долю России на европейском сегменте рынка, полагает Bloomberg. Например, по прогнозам аналитиков, средняя цена на уголь с поставкой в Нидерланды опустится до $59 за тонну в 2007 году и до $50 – в 2009-м. В 2006 году она составляла порядка $65 за тонну. В следующие два года стоимость фрахта судов в Европу из ЮАР может снизиться вдвое – примерно до $10 за тонну, что близко к цене перевозок из России – $5 за тонну. Перевозки из Австралии тоже подешевеют в два раза – до $15 с $30 за тонну. Девид Голдсак из Global Insight полагает, что разница в стоимости перевозок «больше не будет защищать Россию».



Российские аналитики возможное падение цен на фрахт объясняют существенным ростом парка грузовых судов. По словам аналитика ИК «Тройка Диалог» Анастасии Вечирко, в последние годы, особенно в 2004-м, на мировом шипинговом рынке наблюдалась нехватка транспортных средств. «Компании разместили большое количество заказов на строительство новых судов. Срок их постройки – около 3 лет. И именно сейчас на рынок начинают поступать новые крупнотоннажные суда. За 2005 и 2006 годы к суммарному мировому дедвейту судов, предназначенных для перевозки угля и руды, прибавилось 15%. В 2007 и 2008 годах к нему прибавится еще 5% и 7% соответственно. А число судов, отправляющихся в металлолом, будет незначительным – менее 0,5% суммарного дедвейта ежегодно. Соответственно в ближайшие годы парк транспортных средств значительно увеличится, что окажет достаточно сильное давление на фрахтовые ставки», – считает аналитик.



Отметим, что в 2006 году наблюдался рост фрахтовых тарифов. По мнению аналитика инвестиционной компании «ЦентрИнвест» Натальи Сорокиной, резкое падение фрахтовых цен в 2005 году было очень велико. И в результате в 2006-м они стали подниматься.



По словам заместителя начальника департамента анализа и конъюнктуры рынка ОАО «РЖД» Андрея Ваганова, тенденция снижения стоимости фрахта усилит позиции поставщиков из ЮАР и Австралии на европейском рынке. И повысит конкуренцию для российских поставщиков. Если наши угольщики не найдут резервов для снижения себестоимости своего продукта, это может негативно сказаться на объемах перевозки экспортного угля по сети российских железных дорог.



Правда, сами угольщики пока расходятся в оценках прогноза Global Insight Inc. По словам пресс-секретаря Сибирской угольно-энергетической компании (СУЭК) Алексея Науменко, «несерьезно утверждать, что цена будет такая или иная. Нельзя давать такие точные цифры и претендовать на правильность». Но директор по науке Института конъюнктуры рынка угля Сергей Романов считает, что «при падении средней цены на энергетический уголь на условиях СИФ (поставка в порт потребителя) в Европе до $60 за тонну ситуация для наших угольщиков существенно осложнится. А при падении цены до $50 экспорт российского угля резко сократится – примерно на 30 – 40 млн тонн». «Прежде всего за счет поставок угля на европейские электростанции, – пояснил господин Романов. – Проблема заключается в том, что снижение цен на уголь, если оно действительно случится, будет происходить на фоне роста железнодорожных тарифов на экспортные перевозки (7 – 8% ежегодно) и ожидаемого укрепления курса рубля к доллару США. Если снизится стоимость фрахта, то с учетом указанных процессов цена в $50 за тонну на европейском рынке приведет к работе шахт на уровне ниже себестоимости ($15 –17 за тонну на выходе с шахты). Таким образом, экспортные поставки станут убыточными».



Но конкурентным преимуществом российского угля, по мнению господина Романова, в Европе являются не только низкий фрахт, но и более высокое качество. Российский уголь имеет более высокую калорийность при крайне низком содержании серы. Поэтому можно говорить об особой рыночной нише российского угля. «А резкое наращивание поставок австралийского и индонезийского угля в Европу маловероятно по причине опережающего роста спроса на уголь в странах АТР», – заявил «Гудку» директор по науке Института конъюнктуры рынка угля Сергей Романов.



Вячеслав Закатаев


Гудок, 22.12.2006