В конфликте вокруг духовного достояния есть немало меркантильного и приземленного.
На практике процесс, называемый «восстановлением исторической справедливости», часто касается меркантильных целей и приземленных материй – имущества, недвижимости, земли и прочих вполне осязаемых ценностей. Попытки восстановить историческую справедливость, как правило, заканчиваются новой несправедливостью.
Мотивируя свое обращение этой самой исторической справедливостью, руководство Киево-Печерской Лавры просит премьер-министра посодействовать передаче в оперативное управление монастырю 8 храмов и 3 зданий, которые сейчас закреплены за Национальным Киево-Печерским историко-культурным заповедником.
Буква закона на стороне святых отцов – никто не отменял президентский указ о возвращении религиозным организациям отнятого в советские времена имущества. Только все же что-то очень не так в нашем обществе, если у нас стало не принято оценивать объективно действия церковных организаций. Как-то незаметно они получили право быть вне подозрений в каких-либо мирских устремлениях, не подобающих духовному статусу. Хотя этот самый статус ничуть не мешает украинским церковникам, например, поддерживать то кандидатов в президенты, то партии на парламентских выборах…
В письме наместника Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архиепископа Павла к Виктору Януковичу речь идет о расширении хозяйства монастыря.
Архиепископ пишет премьеру о бесхозяйственном использовании зданий заповедником. Священнослужителям не нравится, что по территории ходят экскурсанты и просто туристы – нарушают чувства верующих. Но возникает вопрос, почему Киево-Печерская Лавра, историко-культурная ценность не только национального, но и мирового значения, должна служить лишь культовым целям?
Наместник Лавры сообщает премьер-министру о «паразитичном использовании храмов для демонстрации посетителям за входную плату в 10 гривен». С точки зрения церкви, все мы люди грешные, и вряд ли счет наших грехов слишком уж возрастет, если напомнить святым отцам: «Не судите да не судимы будете» – не обвиняйте музей в его естественной деятельности, тогда и вам не напомнят, что сегодня и в храмах, словно в бакалейной лавке, на все есть свои четкие расценки. Не только на свечки и крестики, воск и металл для которых стоит денег, но и на упоминание имен усопших в молитвах…
Кроме храмов, святые отцы претендуют и на здания, в которых сейчас расположены мастерские Союза художников Украины, где работают больше 30 человек, и фонды Исторической библиотеки Украины.
«Лавра – общее достояние»
Валентина Колпакова, замгендиректора Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника:
– С нашей стороны нет и не было никаких ограничений для проведения богослужений в храмах на всей территории верхней Лавры. Службы проходят везде, даже в Троицкой надвратной церкви ХII века, которая изначально не была предназначена для частых и массовых богослужений. Здесь уникальная живопись, и для ее сохранности необходимо соблюдение строгого температурно-влажностного режима. Сейчас служб нет только в церкви Спаса на Берестове, потому что там идут ремонтно-реставрационные работы.
Нам ставят в упрек, что мы берем плату за вход на территорию заповедника. Но вход в любой музей стоит денег, и в цену билета входит посещение всех наших экспозиций. А когда вечером в храмах начинается служба, кассы закрываются, и все верующие беспрепятственно проходят.
Вообще часто приходится слышать беспочвенные обвинения. Например, что мы сдаем в аренду помещения. Но это решает только Киевсовет, заповедник не имеет таких прав. И те же художественные мастерские, которые уже традиционно находятся на нашей территории, никому не могут мешать. Поэтому мне трудно понять, чем вызвана настойчивость духовенства, требующего себе в управление храмы и помещения.
Уже были случаи, когда в нижней части заповедника, находящейся в управлении монастыря, препятствовали людям, которые или не так одеты, или по их внешнему виду явно читалась принадлежность к другому вероисповеданию. Но ведь Лавра – это не просто культовые сооружения, это еще и архитектурные, исторические памятники, причем даже не общенационального, а мирового значения. Не зря же она охраняется ЮНЕСКО.
«Подобные памятники должны оставаться в статусе музеев»
Николай Пархоменко, первый заместитель главы Украинского общества охраны памятников истории и культуры:
– Мы придерживаемся мнения, что такие памятники должны оставаться исключительно в статусе музеев. Любая вещь, которую не уничтожило время, постепенно утрачивает свою утилитарную ценность, сохраняя историческую и культурную. Тем более если это памятники архитектуры и строения домонгольского периода, которых по стране осталось всего пару десятков. Поэтому отдавать их в управление только религиозных структур неразумно. Например, в той же Турции собор Святой Софии признан памятником истории и архитектуры, как и наша София Киевская, где иногда проводятся церковные службы. Но так уж сложилось, что мы люди крайностей: хотим или выгнать «попов из храма» и отдать его под склад, или же наоборот – отдать все церкви, а заповедник и музеи пусть как бы идут на все четыре стороны.
«Мы собираемся выслушать обе стороны»
Александр Бригинец, член комиссии Киевсовета по вопросам культуры:
– Комиссия уже располагает всеми документами, но окончательное решение пока не принято. Мы собираемся выслушать позицию обеих сторон. Мое личное мнение – национальные святыни должны принадлежать нации. Конечно, наше государство за время независимости не очень активно занималось сохранением памятников истории и культуры, и даже само «помогло» уничтожению многих из них. Но все же в идеале духовное наследие должно принадлежать государству, а государство, в свою очередь, – заботиться о нем. Позиция большинства членов комиссии Киевсовета такова: самое главное – защитить памятники от уничтожения.
МНЕНИЕ «Мы просим свое»
Архимандрит Варсаносий, казначей Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры:
– Мы ведем речь о передаче нам в аренду нескольких храмов, по сути, мы просим свое же. Сейчас многие храмы просто рушатся. Взять хотя бы храм Спаса на Берестове, он в 2001 году закрыт на реставрацию, но там практически ничего не делается. Не в лучшем состоянии и Троицкая надвратная церковь, мы даже просили не пускать туда туристов. Из-за того, что храмы относятся к заповеднику, мы должны для проведения службы постоянно заниматься бюрократическими вопросами, просить разрешение. А чтобы попасть в Успенский собор, нужно платить сторожу по 10 гривен, хотя чей это сторож – непонятно.
Отдельный вопрос – в нарушении церковных правил. Например, по ним женщинам нельзя находиться в алтаре храма. Но это часто происходит, потому что для музейных сотрудников церковные правила ничего не значат. В частности в церкви Всех Святых в алтаре устроена какая-то кладовка, возможно, даже помещение для уборщицы.
Если же храмы будут в нашем распоряжении, мы сможем привести их в порядок, будем просить добрых людей и меценатов нашего монастыря помочь в этом. При этом мы гарантируем, что историческая ценность храмов будет сохранена, ведь мы привлекаем для реставрации государственные организации, которые имеют лицензии для проведения подобных работ.
КСТАТИ
«Дайте художникам нормально работать!»
Светлана Лопухова, член правления киевской организации Национального союза художников Украины:
– Наша организация уже 52 года арендует это здание под художественные мастерские, и руководство заповедника, как и раньше, лояльно к нам. А наступление в последнее время идет со стороны Московского патриархата – нас постоянно пытаются оттуда вытравить и сделать в нашем здании свой административный корпус. При предыдущей киевской власти этот вопрос как-то решили в нашу пользу – аренду нам оставили по себестоимости, а вот новое руководство выставило просто нереальную сумму. При этом все вокруг кричат, что надо возрождать культуру. Да зачем возрождать – помогите просто сохранить то, что у нас есть, и дайте возможность работать художникам!
Ирина Чубатенко, Светлана Кирилаш, Иван Рябчий
Газета по киевски, 13.12.2006