Тайна счетчика и диетического тепла

Share

Все мы расстроены новыми тарифами. Настолько, что о старых и запамятовали. А забывать их, похоже, рановато — еще столько там тайного и неясного… В Киевсовете, например, зачитываются бестселлером «Тезисы Владимира Бондаренко», в котором говорится, что и по прежним-то расценкам горожане переплачивали за коммунальные услуги, как минимум, сорок процентов!


Счетчики



Все понимают, что они нужны: по счетчику плата получается меньше — и за воду, и за газ, и за тепло. Некоторые даже помнят, что была такая государственная программа — бесплатной установки счетчиков. Ну про бесплатный сыр все знают, а вот той мышеловкой, в которой он лежит, стали в свое время тарифы по горячей воде и теплу. Ибо именно в них был заложен, так сказать, сбор на приборы контроля.


И вот уже семь лет, напоминает депутат Киевсовета Владимир Бондаренко, как 5,5% от суммы, что платят по этим тарифам киевляне, должно идти на установку счетчиков. Но. Из 10,5 тысячи домов, где должны были появиться приборы учета, на счетчик поставлено всего лишь 2789 многоэтажек. То есть народ «Киевэнерго» заплатил, а услуги недополучил.


Дань дырявой трубе


Именно так назовем следующую хитринку тарифов. И она возможна как раз благодаря отсутствию счетчиков. Чувствуете, как все связано, как все не случайно?


Вот арифметика для первого потребительского класса. В квартирах, где есть счетчики, потребление холодной воды составляет от полутора до трех кубометров на человека в месяц. При отсутствии приборов учета в тариф закладывается расход воды на одну душу в 8—10 раз больший. Что касается тепла, то, по данным аудита, ежегодно из-за аварийных разрывов тепловых коммуникаций (не считая того, что утекло в трещины) теряется от 14,65 до 15,35 процентов тепла. В году нынешнем, который еще не кончился, потери составили уже более 14%.


По идее, в конце отопительного сезона должны делаться перерасчеты, чтобы вернуть горожанам деньги за то тепло, которое до них не дошло. Но дело в том, что даже методики такого перерасчета нет.


Приключения американских миллионов


Жаловаться на изношенные трубы — это у коммунальных служб и мэрских чиновников вроде ежедневной молитвы во спасение дорогущих тарифов. Но ведь каждый киевлянин помнит, что город при прежнем еще голове, в 1999 году, получил от Мирового банка кредит в 200 миллионов долларов на обновление и модернизацию теплосетей «Киевэнер-го». За столько времени да при таких деньгах уж можно было привести трубы в чувство. И вроде бы даже приводили — сколько лет подряд центр города был перекопан-перерыт. Однако…


«Тезисы Бондаренко» проиллюстрированы документом Счетной палаты, который гласит, что за пять лет из 200 американских миллионов освоено лишь 34,4 миллиона, то есть всего 17%. А 40 миллионов было вообще отозвано. Не понадобились, однако? Но вот после проверки «Киевэнерго» вдруг заработало так интенсивно, что за полтора года освоило аж 90 миллионов долларов американского кредита. Интересно, правда?


Еще интересней слова Владимира Бондаренко о том, что кредитные деньги хранились не в казначействе, как положено, а на счетах коммерческих банков. Из чего городской депутат делает вывод: «Кто-то просто «стриг» купоны, зарабатывая на депозитных процентах».


Обезжиренная гигакалория


В столичной мэрии всегда любили хвастаться, как у нас жить хорошо: и хлеб, мол, самый дешевый в стране, и тарифы дольше всего не пересматривались. Словом, город самых больших плюсов. Но, оказалось, минусы у нас тоже приличного размера.


Читая «Тезисы Бондаренко», можно узнать, что киевское тепло — самое тощее в Украине. Совсем слабенькое. Или тоже хитренькое?


Согласно нормативам Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, одна нормальная украинская гигакалория подогревает 22,5 кубометра воды. А киевская столько не может, поэтому в столице придумали свой норматив — одна гигакалория подогревает лишь 18,2 кубометра. И вот благодаря субтильности (или, если хотите, обезжиренности) столичной гигакалории тариф киевский легко «потолстел» еще на 20 процентов. Вот такая у нас интересная тепловая диета.


Градус без подписи


Кто прошлой зимой, сидя в ледяной квартире, пытался добиться перерасчета за тепло, знает, насколько это хлопотно. Напиши заявку, дождись в рабочее время комиссию, которая замерит температуру в комнате и составит акт, а она может дойти до тебя аж на третий день, потому что заявок море… Многие плюнули на это дело и платили сполна.


А ведь, оказывается, такой дребедени могло и не быть. Зачем бегать с термометром по квартирам, коль специалистам известно: если на улице минус двадцать, то греющая вода на входе в дом должна быть не меньше +75°C, а если минус три, то +55°C хватит. В нормальных городах в начале отопительного сезона утверждается и подписывается такой вот температурный график подачи теплоносителя, причем имеет он силу юридического документа. Однако в Киеве график не был утвержден, на нем нет ни печати, ни подписи, поэтому доказать, сколько переплатили горожане за тепло в прошлую суровую зиму, невозможно.


Пойдут ли на попятную?


И вот при таком отягчающем анамнезе старых тарифов новый добрый мэр предложил киевлянам платить за те же услуги в три с половиной раза больше. За что? Даже министр труда и социальной защиты заметил давеча на своей пресс-конференции: «Для меня тоже загадка, почему тарифы выросли более чем в три раза, ведь газ подорожал значительно меньше».


Газ, читаем в «Тезисах», подорожал в 2,8 раза, а топливная составляющая тарифов — 56,9%. И решив эту задачку на проценты, каждый может убедиться: газ мог подогреть тарифы всего лишь вдвое. Меж тем не газом единым питается коммуналка. К тому же Киевэнерго всегда хвасталось, что оно на две руки мастер — производя электричество, греет еще воду и батареи — и именно за счет этого столичные цены на тепло всегда ниже.


Через два дня, 7 декабря, Киевсовет обещал снова вернуться на своей сессии к вопросу о введении новых тарифов. Со стороны горадминистрации, похоже, есть сигналы о некотором попятном движении (наверное, почитали «Тезисы»). Так, от Анатолия Голубченко, первого заместителя Леонида Черновецкого, журналисты уже услышали мессидж, что тарифы, мол, возрастут не в три с половиной, а лишь в два с половиной раза. Тоже, между прочим, многовато.


Ведь, если по-хорошему, если перекрыть лазейки для тарифных хитростей, то очень может быть, что тех денег, которые платят за коммуналку киевляне, будет вполне достаточно для предоставления услуг даже более качественных, чем сейчас.


Хочется заметить: такой, как ныне, неразберихи с введением новых тарифов Киев еще не знал. Мэрия говорит: повысились. Минюст отвечает: нет, потому как не соблюдена процедура. Тут вклинивается голос из жилищно-коммунального министерства: мы проверили, все законно. Но и этот пассаж вдруг отбивают из Антимонопольного: а мы нашли нарушения… А ведь все эти разночтения, так сказать, свидетельствуют, да просто кричат, об одном: обоснованием тарифов никто на самом деле так и не занимался.


Цифра


2 433 798 000 грн.— столько дополнительно вытащат из карманов киевлян повышенные Л. Черновецким тарифы.


30—100 млн. грн. — планируется вернуть через систему социальных выплат.


Цифра


Куда идет квартплата


Тарифный расчет квартплаты предусматривает следующее ее использование: 39,5% — зарплата сотрудников жилищно-коммунального хозяйства. 12% — вывоз твердых отходов. 6% — оплата электроэнергии для лифтов и освещения подъездов, дворов.13% — другие траты (почему-то без расшифровки).


Вместе это 70,5% средств, собираемых с жильцов. А вот куда расходуются остальные, не знает даже Его Величество Тарифный Расчет. Из экономических аргументов «Тезисов»


Интересно знать


В Европе мы не местные…


Тарифы на коммунальные услуги утверждаются на местах. Для Украины это прямо аксиома. Чуть ли не краеугольный камень мест-ного самоуправления. Наше «Магдебургское право».


Мы часто аргументируем такой порядок тем, что так, мол, во всем цивилизованном мире. Отнюдь. — Во многих государствах, — рассказывает вице-президент Ассоциации городов Украины Мирослав ПИТЦЫК, — есть правительственные институции, которые разрабатывают и определяют тарифы для всей страны. Местные же власти могут только снижать их.


И Ассоциация городов, подавая свои предложения СНБО, наконец-то обратившего внимание на коммунальный кризис в стране, предложила создать и в нашей стране подобную государственную структуру (с сетью региональных комиссий), которая занималась бы регулированием тарифов на централизованное отопление, водопровод и канализацию.


Валентина Симкович


Киевские ведомости