Собственники украинских химических заводов не успеют провести их модернизацию до перехода Украины на рыночные цены на газ. В ближайшие год-два стоит ожидать массовой распродажи химических активов.
Правительство намерено с 1 января 2007 года ввести льготную формулу расчета цены природного газа для производителей минеральных удобрений. Об этом на прошлой неделе сообщил министр промышленной политики Анатолий Головко. В результате топливо этим предприятиям будет поставляться на 20% дешевле. В дальнейшем цена газа будет варьироваться в зависимости от динамики экспортных цен на продукцию химзаводов — аммиак, карбамид и аммиачную селитру. По мнению Головко, дотировать химиков должны другие категории потребителей. «Фактически это означает перекрестное субсидирование, но другого выхода мы не видим», — считает министр.
На всех не хватит
Еще в сентябре, когда повышение цены импортного газа с 95 до 130 долларов за тысячу кубометров стало неизбежным, химики принялись лоббировать дотации для своей отрасли на уровне правительства. Они выступили с предложением на законодательном уровне ввести понятие «газ как сырье». С такого топлива не должен был взиматься налог на добавленную стоимость, а также полуторапроцентная надбавка поставщика, за счет которой он компенсирует затраты на покупку валюты. Однако необходимых законодательных изменений химики пока так и не дождались. Еще раньше они настаивали на том, чтобы им разрешили работать по давальческим схемам с независимыми поставщиками газа из России. Украинское правительство пыталось поднять этот вопрос на переговорах с Москвой, однако «Газпром», жестко отстаивающий принцип «единого экспортного канала», эту инициативу заблокировал.

В итоге химикам ничего не осталось, кроме как просить правительство зафиксировать тарифы на газ через механизм их привязки к экспортным ценам на аммиак. То, что отдельные члены Кабинета министров положительно отнеслись к таким инициативам, — уже большое достижение производителей. Химическая отрасль — это около 9% поступлений валютной выручки в страну, 16 млрд гривен (в 2005 году) собранных налогов и примерно 150 тыс. работников. Кроме того, сохранение производства минеральных удобрений — особенно важный вопрос для отечественного агропромышленного комплекса. Ежегодно химики в добровольно-принудительном порядке (по соглашениям с правительством) поставляют на внутренний рынок около миллиона тонн минеральных удобрений (пятая часть от общего производства) по минимальным ценам. Если такие поставки прекратятся, украинскому сельскому хозяйству будет нанесен тяжелый удар.
Рычаги влияния на правительство у химиков есть, сохранение отрасли — повод идти на большие уступки. Однако едва ли Кабмин сможет эффективно помочь производителям. Снижение фискальной нагрузки — слабое утешение для заводов. Все, что удастся сэкономить на налогах, съест очередное повышение цен на газ, которое ожидают уже в следующем году. Выход из сложившейся ситуации химзаводы видят в поставках газа собственной добычи по льготным ценам. В принципе речь идет о присвоении им статуса льготных потребителей топлива, такого же, который имеет население. Однако даже решившись на такой шаг, правительство столкнется с труднопреодолимыми препятствиями. Газа собственной добычи не хватает даже тем, для кого он предназначен.
Несмотря на то что Украина добывает больше газа, чем составляют потребности населения (21 млрд кубометров против 19), распределяется он так, что топлива всеравно не хватает. Основные потери (вернее, злоупотребления) — на счету двух добывающих компаний, входящих в структуру НАК «Нафтогаз України», — ОАО «Укрнафта» (вообще не поставляет газ населению) и «Чорноморнафтогаз» (поставляет населению только треть добываемых объемов). Даже если Кабмину в обозримой перспективе удастся собрать все разрозненные части НАК, химическим заводам вряд ли удастся оттянуть на себя значительные объемы газа, предназначенного населению. Перспектива наращивания добычи топлива — туманна. Иностранных инвесторов в эту сферу пока не пускают, а собственные добывающие компании в разработке новых месторождений в одиночку едва ли преуспеют.
Опоздали с инвестициями
Отечественные производители минеральных удобрений наиболее чувствительны к повышению цены топлива. В себестоимости продукции свыше 80% всех расходов приходится на газ. Технология производства минеральных удобрений подразумевает использование газа не только как топлива, но и как сырья. Почти семь из более чем восьми миллиардов кубометров топлива, потребляемых химическими заводами, — это технологический газ. «Повышение цены газа до ста тридцати долларов за кубометр ставит украинские химзаводы в критическое положение. На предприятие он доходит уже по сто шестьдесят-сто шестьдесят пять долларов. Цена газа в тонне аммиака сейчас достигает ста девяноста долларов. При стоимости тонны аммиака на внешних рынках двести-двести десять долларов работать с прибылью почти невозможно», — утверждает президент Союза химиков Украины Алексей Голубов. Отечественные химические заводы слишком энергозатратны. Если у украинских производителей азотных удобрений средний уровень расхода газа составляет 1,2 тыс. кубометров газа на тонну аммиака, то в мире этот показатель колеблется от 800 до 900 кубометров. Предприятия нуждаются в радикальной модернизации. Однако темпы ее проведения не отвечают реальной угрозе банкротства химзаводов. К примеру, «Ровноазот» модернизировал два из трех аммиачных агрегатов, снизив удельный расход газа. Однако если цена газа, поставляемого компанией RosUkrEnergo, продолжит расти, даже это не позволит предприятию работать прибыльно. Другие заводы только собираются приступить к разработке технической документации по реконструкции или проводят плановые ремонты, которые не способны решить проблему в корне.

Собственники химических заводов рассчитывали на гораздо более длительный период низких цен на газ. Это сдерживало инвестиции и в итоге привело к ситуации, когда остановка заводов стала вполне реальной. Место Украины на внешних рынках уже готовы занять другие. «Россия готова модернизировать свои аммиачные агрегаты. Причем речь идет не столько о снижении энергозатратности, сколько об увеличении мощностей предприятий. Нарастив выпуск хотя бы на треть, россияне полностью заполнят пустующую нишу на рынке, после ухода украинских производи-телей. Никто даже не заметит, что Украина ушла с рынка минеральных удобрений», — считает Алексей Голубов. Однако осознание этой угрозы не стало для собственников заводов стимулом к активизации процессов модернизации. Наоборот, такие вложения кажутся им бессмысленными, поскольку «обогнать» цену газа сложно, а если и возможно, то слишком дорого. Общие затраты на проведение модернизации шести крупнейших производителей минудобрений специалисты оценивают в 350 млн долларов. Скорее всего, любые инициативы по снижению налогового бремени и штучной фиксации цены газа для производителей минеральных удобрений — не более чем попытка оттянуть неизбежное перераспределение собственности в отрасли.
Надежда на «Газпром»
Лучший инвестор для производителей минудобрений — тот, у кого есть деньги, газ и электроэнергия. В свое время приватизация отраслевых активов проводилась именно по такому принципу. К примеру, нынешний собственник северодонецкого «Азота» — американская компания IBE Trade (владелец — бывший гражданин СССР Алекс Ровт) — долгое время поставлял на предприятие относительно дешевый газ, закупая его у компании «Итера». Сейчас возможности выбирать поставщика у предприятий нет. Единственный обладатель газового ресурса — «Газпром». Поэтому именно эту российскую корпорацию видят потенциальным собственником украинских химических активов.
Избыток свободных средств заставляет «Газпром» искать любые возможности для вложений в прибыльные активы. Компания инвестирует в экспортно-ориентированные предприятия в смежных отраслях, в частности, в нефтехимию. Так, ее дочерняя структура — холдинг «Сибур» — владеет акциями российских шинных заводов, а также крупным производителем минеральных удобрений — кемеровским «Азотом». «Газпром» намерен и дальше расширять свое присутствие на этих рынках. Тем более что российский газовый монополист уже проявлял интерес к химическим активам в Украине. Еще в 2001 году аффилированная с «Газпромом» компания «Украгрохимпром-холдинг» участвовала в конкурсе по приватизации «Ровноазота», но тогда сделка по приобретению его акций так и не состоялась.
Инициативы по снижению налогового бремени и штучной фиксации цены газа для производителей минеральных удобрений — это попытка оттянуть неизбежное перераспределение собственности в отрасли |
Альтернативы приватизации «под ”Газпром”» пока никто не предложил. В правительстве это хорошо понимают, поэтому уже дали отмашку на перераспределение собственности. По мнению вице-премьер министра Андрея Клюева, одним из вариантов выхода из кризисной ситуации является создание совместных предприятий с поставщиками газа. Речь идет о компаниях «Укргаз-энерго» и RosUkrEnergo, которые фактически контролируются «Газпромом». Именно они могут предложить химзаводам трансфертные цены на газ в обмен на участие в уставном капитале на правах владельца контрольного пакета акций. Несмотря на то что официальные переговоры о покупке химзаводов пока не ведутся, ни одна из потенциальных сторон такой возможности не исключает.
Глеб Простаков
Эксперт-Украина, №45 (94) 20 НОЯБРЯ