Лекарство от пробок

Share

В последнее время на латвийско-российской границе самые длинные очереди грузовиков в Европе. Их длина на пропускных пунктах превышает тридцать километров.



«Штурмовые дни и ночи» дальнобойщиков исследовала Международная организация труда, которая только что опубликовала свой доклад на эту тему. Согласно анализу МОТ, простои фур на двух переходах латвийско-российской границы – Терехово и Гребнево – составляют в среднем 72 часа. По трое суток, а иногда и дольше грузовики стоят на границе Турции и Ирака, а также на выезде из России в страны Средней Азии. Африка также не является исключением: на погранпереходах между ЮАР и Зимбабве водители теряют в очередях по двое-трое суток.



Подсчитано, что сутки простоя большегрузного автомобиля на двух латвийско-российских погранпереходах оборачиваются убытками в 100 – 200 евро. А в российской Ассоциации международных автоперевозчиков ущерб от одного часа простоя оценивают в 15,5 евро.



При этом власти Латвии и Эстонии, где у автотранспорта тоже постоянно возникают сложности с пересечением восточной границы, не только знают, как решить проблему пробок, но и имели для этого немалые денежные средства.



Еще за несколько лет до их вступления в Евросоюз Брюссель выделил солидные суммы для соответствующего европейским стандартам обустройства границы с Россией.



Необходимо было реализовать в первую очередь те рекомендации, которые уже неоднократно предлагались Международным союзом автомобильного транспорта (IRU): улучшить техническое оснащение погранпереходов и проложить дополнительные пропускные линии в Терехово и Гребнево. И российская, и латвийская пограничные службы считают, что давно пора перейти к методу «совместного контроля», когда все процедуры проводятся совместно службами обеих стран, чтобы избежать дублирования. К тому же ряд контрольных процедур вполне можно выполнять за пределами погранпереходов.



Правда, судя по отчету МОТ, российская и латвийская бумажная волокита может показаться ерундовой по сравнению с мучениями водителей грузовиков, следующих из Индии в Бангладеш. Там для преодоления границы на одной машине нужно иметь 29 подлинных документов, 118 копий, на которых должно стоять 256 подписей.



В Латвии к тому же и государственным бюджетом предусматривались расходы на создание новой приграничной инфраструктуры. Однако расход выделенных «новичкам» денег в Брюсселе никто не контролировал. Работы по созданию «европейского забора» продвигались медленно. Госконтроль республики вскрыл факты откровенного воровства: строительные компании, по блату получившие заказы, завышали стоимость работ, в том числе и при реконструкции КПП.



Накануне приема в ЕС в Риге возбудили уголовное дело о массовых нарушениях при сооружении приграничных объектов. Пришлось правительству срочно готовить письмо-обоснование в Европейскую комиссию с просьбой дополнительно профинансировать работы на латвийско-российской границе.



В общей сложности Латвия потратила на обустройство границы с Россией, включая КПП, более 140 млн евро. Для Риги эта сумма сопоставима с годовым бюджетом крупного министерства. Но, по словам начальника Госпогранохраны Гунарса Даболиньша, с точки зрения техники и обучения личного состава восточные рубежи обустроены только на 60%. Удивительно, конечно, но контроль за использованием пограничных средств в Брюсселе до сих пор не налажен. А между тем объем автоперевозок на латвийско-российской границе интенсивно растет. Как считают аналитики, в этот году он увеличится на четверть. Не исключено, что в конце ноября и в декабре, когда между странами завершается выполнение годовых коммерческих контрактов, движение здесь будет парализовано.



Недавно по инициативе российской стороны в Риге состоялось обсуждение злободневных вопросов международных автомобильных перевозок. Россияне предложили в срочном порядке модернизировать третий контрольно-пропускной пункт на границе в районе местечка Виентули, как можно быстрее рассмотреть возможность пропуска через него большегрузных автомобилей, зарегистрированных в РФ и Латвии.



Кстати, реконструкция этого перехода (на российской стороне он называется Лудонка) предусмотрена федеральной целевой программой. По заявлению российской стороны, сроки реализации проекта (2006 – 2008 годы) можно сократить и начать пропуск грузового транспорта по нему уже в нынешнем декабре.



Евгений Вострухов


Гудок, 16.11.2006