Игра в антимонополию

Share

Алексей Костусев, глава Антимонопольного комитета Украины, недавно собрал бравую пресс-конференцию. Во время ее он с размахом отрапортовал перед журналистами о грандиозных успехах работы своего ведомства за девять месяцев. Как говорят, захотел «попиариться» на голом месте. Есть такая болезнь у власть имущих — и себя показать, и «лапши на уши» повесить. Для многих министров важен вовсе не результат их работы, а то, что покажут «телики». Или что напишут газеты. Костусев далеко не исключение. Но правильно ли это?  Можно, конечно,  с гордостью в глазах рассказать о новых задачах и изменениях в работе чиновников. Например, Костусеву 21-й раз без угрызений совести заявить, как Антимонопольный комитет борется со злой компанией «Вестерн Юнион» и региональными отделениями БТИ (Киевское, кстати, по-прежнему незаметное!). Всегда можно просто попудрить мозги молодым начинающим журналистам, чтоб они потом красиво написали… Но это байки, не более того.


Каждый раз, когда я встречаю Алексея Костусева в супермаркете «Баттерфляй» на Горького, у меня автоматически всплывает в голове один очень глупый вопрос: когда Антимонопольный комитет на самом деле начнет реально работать?


Когда  Костусев сможет, наконец, наступить на горло хотя бы одному олигарху, контролирующему предприятие-монополист? Когда  будет решение по Ринату Ахметову, являющемуся монополистом на украинском рынке угля? (По самым скромным (!!!) подсчетам, самый богатый человек страны контролирует около 30% рынка угля).  Или, например, когда у Антимонопольного комитета хватит духа расследовать монополию «УкрГаз-Энерго»? Сможет ли ведомство Костусева взять и расследовать появление нового монополиста, который будет cкоро эксклюзивно экспортировать украинскую электроэнергию (известные сотоварищи Бойко и Фирташ, естественно, тут ни при чем)?


Боюсь, ответов на эти вопросы мы никогда не увидим. Антимонопольный боится идти против олигархов — больших и маленьких.


Во-первых, потому что «кишка тонка». А во-вторых, эти олигархи Костусева в свое время и поставили.


В 2001 году мне было безудержно интересно, почему Пинчук и Костусев вместе «наматывали» круги по кулуарам Верховной Рады? О чем так мило беседовали? Какими радостями жизни делились?


Дальнейшее развитие событий подсказало ответ. Костусев, возглавлявший в то время комитет Верховной Рады по экономической политике, сделал все возможное и невозможное, чтобы уволить Ющенко с поста премьер-министра. Очевидно, должность председателя АКМУ была платой за антиющенковские старания.


Впрочем, есть к Костусеву и более легкие вопросы. К примеру, почему до сих пор Антимонопольный комитет так и  не удосужился принять решение о том, что  цены на парковку, установленные  Киевской городской госадминистрацией, являются монопольными?  Иногда так хочется, чтобы пресс-релиз АМКУ был не пустым. Чтобы вместо фразы  «розпочато детальне дослідження обґрунтованості вартості паркування» было написано «цена за парковку в Киеве не может превышать 2 грн. в час». Конкретно, просто и топорно.


Почему до сих пор не возбуждено антимонопольного расследования по факту того, что все подземные парковки в центре Киеве контролируют три аффилированные компании, связанные с бывшей мэрией?  Хотите вопрос еще проще? Почему на железнодорожном вокзале в Симферополе сходить в туалет стоит 2 грн., а Киеве — одна? Почему парковка возле аэропорта Борисполь по-прежнему стоит таких денег, что мне выгоднее брать такси за 120 грн., а не парковать свою машину возле аэропорта?


И таких вопросов — сотни!


Хотя есть и другое мнение. Гораздо комфортнее, спокойнее и прибыльнее — пыль в глаза пускать. Проще, на худой конец, оштрафовать крупные нефтяные компании с оборотами в сотни миллионов долларов на символические суммы.


Олег Арестархов


 


www.delo.ua