Переговоры делегаций железных дорог России, Украины и Молдовы завершились дипломатическим скандалом
На трехсторонних украинско-российско-молдавских переговорах в Москве стороны планировали решить несколько проблем, возникших за последний месяц. Главным вопросом стало повышение железной дорогой Молдовы с 13 октября транзитных тарифов по своей территории от 26% до 117% в зависимости от рода груза.
Одностороннее и не согласованное с соседями повышение тарифов уже привело к потере серьезных грузопотоков. Так, полностью на другие направления переориентировались перевозки угля, составлявшего до 40% всего транзитного грузопотока на Рени (Украина) и Галац (Румыния). Так, украинский порт Рени только за январь-август этого года из-за проблем с транзитом через Молдову потерял около 500 тыс. т (27%) грузов. Но это было еще до повышения Молдовой тарифов. Всего же к концу года убытки порта оцениваются в 5 млн грн. Напомним, что железнодорожное сообщение Рени с Украиной осуществляется только через Молдову и на этом направлении в/из порта перевозится около 90% грузов.
Помимо тарифов, обсуждался также вопрос нормализации движения пассажирских поездов. Так, поезд Кишинев—Москва из-за изменения маршрута следования постоянно выбивается из графика. Из-за этого при подъезде к Москве этого поезда часто «летит» весь утренний пиковый график движения других дальних и пригородных поездов.
Несет потери от срывов графика и «Укрзализныця». Ситуация такова, что сегодня по железной дороге в Молдову можно попасть по трем направлениям; через Кучурган (Одесская обл.), Могилев-Подольский (Винницкая обл.) и Сокиряны (Черновицкая обл.). Железнодорожный мост через Днестр в Могилев-Подольском находится на ремонте, а участок на севере через Сокиряны — однопутный, с малой пропускной способностью и в плохом техническом состоянии. Молдова не разрешала движение через Кучурган до 8 сентября, да и то после отмены запрета проезд осуществляется только по одному из направлений в сторону Рени/Галаца. Самый короткий путь на Кишинев через Бендеры закрыт.
Официально невозможность открытия движения молдоване объясняют «отсутствием условий для обеспечения надлежащей безопасности движения поездов, а также контроля за состоянием железнодорожной инфраструктуры». Проще говоря, участок находится на территории Приднестровья, на которую полномочия ГП «Железная дорога Молдовы» (ЖДМ) де-факто не распространяются. А предприятие «Приднестровская железная дорога» в Кишиневе не признают и ни на компромиссы идти не хотят. Забавно, что непризнанную железную дорогу в середине 1990-х создавал работавший тогда в Приднестровье нынешний министр транспорта Молдовы Мирон Гагауз.
На переговорах в Москве российская и украинская делегации предложили обеспечить безопасность движения на этом проблемном с точки зрения Кишинева участке «путем привлечения хозяйствующего субъекта, который возьмет на себя обязательства обеспечить условия безопасного пропуска поездов». Вероятнее всего, это может быть специализированное подразделение «Укрзализныци», оно по договоренности с Кишиневом, Киевом, Москвой и Тирасполем будет заниматься ремонтом и содержанием пути до урегулирования ситуации в Приднестровье. Причем даже затраты на содержание этого участка Киев и Москва готовы взять на себя, дабы обеспечить работу порта Рени и беспрепятственный российский транзит.
Молдавские железнодорожники от этого предложения просто отказались, отметив, что «имущество, расположенное в Приднестровском регионе Республики Молдовы передано правительством Республики Молдовы в управление ГП «Железная дорога Молдовы», в связи с этим… вопросы создания некой другой структуры на данном участке не может быть рассмотрено молдавской стороной».
Повышение тарифов, нежелание разблокировать самый востребованный участок пути, затягивание переговоров в конечном счете приведет к потере транзитных грузопотоков. А ведь именно на транзите ЖДМ имеет половину всех своих доходов.
Единственная понятная аргументация — требование скорейшего открытия моста в Могилев-Подольском. Напомним, что с начала мартовской блокады Приднестровья, пока движение осуществлялось через Могилев-Подольский, ЖДМ дополнительно заработала $25–30 млн. При этом «Укрзализныця» за счет увеличения расстояния свои тарифы практически не повышала. Когда же в начале сентября возобновилось движение через Кучурган и транзитное расстояние вновь сократилось, ЖДМ решила повысить тарифы.
В Москве сторонам так и не удалось ни о чем договориться. Более того, самым уникальным в истории подобного рода встреч стал отказ руководителя молдавской делегации подписать итоговый протокол. Первый заместитель генерального директора ГП «Железная дорога Молдовы» Владимир Богоев заявил, что не имеет на это полномочий.
Александр Арбузов
Комментарии, 27.10.2006