Правительство Эстонии завершило скандальные переговоры о выкупе акций АО Eesti Raudtee («Эстонская железная дорога» – ЭЖД). Таким образом, единственная в Евросоюзе частная железная дорога вернется в госсобственность.
Переговоры с американской компанией Baltic Rail Services (BRS – основной акционер АО Eesti Raudtee) продолжались больше месяца, и на минувшей неделе министерство экономики и коммуникаций парафировало договор о выкупе у нее за 2,5 млрд крон 66% акций АО «ЭЖД». «Гудок» писал об этой сделке 23 октября. Таким образом, после пятилетних мытарств с приватизацией государство вернуло себе 100% акций национальной «железки». Окончательный текст договора поступил на утверждение правительства.
Однако договор вступит в силу после принятия парламентом страны специального дополнительного бюджета: деньги для национализации железной дороги поступят из него. Государству придется не только раскошелиться на приличную сумму, но и понести значительные убытки.
Эстонским приватизационным агентством (ЭПА) в 2001 году были проданы 66% акций ЭЖД энергичным иностранцам по дешевке – за 1 млрд крон ($77 млн). Хотя 34% акций оставались в руках государства, приватизация дороги проходила с множеством скандалов, и бывший генеральный директор ЭПА оказался вскоре за тюремной решеткой.
Новые хозяева свою деятельность начали с весомых обещаний. В течение 10 лет компания обязалась инвестировать в отрасль $298 млн. Для начала заменили надежные российские и украинские тепловозы на изрядно поношенные тяжелые американские локомотивы серии С36 и С30. Дома их слегка подремонтировали, чтобы приспособить к «русским» условиям. Но осевая нагрузка «американцев» значительно превышает 20 тонн и нормы, действующие в странах СНГ и Балтии.
С первых же дней эксплуатации начались аварии, дефекты пути, запреты на использование тяжелой тяги на многих участках движения. Прервалось пассажирское сообщение со многими станциями внутри страны, соседними государствами. Сейчас в межгосударственном сообщении остался единственный поезд Таллин – Москва. Подтвердились слухи о массовых сокращениях среди железнодорожников. Забастовки с требованием повысить зарплату машинистов и других ведущих специалистов стали в последнее время регулярными.
В итоге в Эстонии заговорили о том, что истинной целью приватизации магистрали было не налаживание ее работы, а стремление выжать все возможные активы.
Ситуация обострилась, когда государство открыло рынок железнодорожных перевозок для свободной конкуренции другим операторам. Наступила череда новых скандалов и затяжных судебных тяжб, и в конце концов правительство пришло к выводу: договор о приватизации с компанией в интересах государства необходимо расторгнуть.
Процесс национализации дороги неожиданно ускорила Европейская комиссия, оштрафовав Эстонию на 36,5 млн крон за нарушение условий реализации денежных средств из фондов ЕС. Выделенные для ремонта магистрали средства ЭЖД использовала не по назначению (не на замену рельсов на важнейшем участке дороги, а в порту). Штраф заплатить компания отказалась, обвинив государственных чиновников в бездеятельности. Тогда министерство экономики и коммуникаций создало в начале нынешнего года специальную комиссию, выводы которой и привели к досрочному разрыву инвестиционного договора.
Как заявил министр экономики и коммуникаций Эдгар Сависаар, вопрос о расторжении соглашения остро встал после того, как компания BRS в ответ на выводы комиссии подала в арбитражный суд иск на Эстонское государство, желая лишить его так называемой «золотой» акции Eesti Raudtee. Именно эта «золотая» акция дает решающее право голоса на собрании акционеров.
Премьер-министр республики Андрус Ансип поддержал позицию министерства. Весной этого года стало известно, что BRS ведет переговоры о продаже своих акций уже с несколькими заинтересованными претендентами – эстонской компанией Transgroup Invest, германским концерном Deutsche Bahn, российской группой «Промышленные инвесторы».
Как сообщал «Гудок», в апреле ее президент Сергей Генералов представил министру экономики и коммуникаций Эстонии свой план инвестиций. Интерес России обоснован: в последние годы грузооборот между нашими государствами ежегодно возрастает и достиг 40 млн тонн.
По мнению аналитиков, сумма, которую предлагали россияне, была наиболее высокой. Однако эстонские парламентарии посчитали нецелесообразным продавать один из наиболее важных стратегических объектов государства «нестабильному» восточному соседу. Как и в период приватизации, россиян опять вывели из игры.
Эдгар Сависаар уверен, что национализация стальных магистралей поможет провести скоростные линии во многие города Эстонии. «Из любой части Эстонии должно существовать железнодорожное сообщение с Европой», – заявил министр журналистам.
А вот у премьер-министра Андруса Ансипа свое мнение. Если государству не хватит денег на инвестиции в Eesti Raudtee, придется рассмотреть возможность повышения тарифов за использование инфраструктуры предприятий.
По его словам, с возвращением ЭЖД в собственность республики возникает также вопрос, оставить ли часть инфраструктуры государству или перепродать ее.
«В отдаленной перспективе следует разделить инфраструктуру и оперирование, но сейчас об этом рано говорить», – считает г-н Ансип. Он подчеркнул, что в вопросе об оперировании на ЭЖД государство не должно конкурировать с другими участниками рынка, поскольку в этом секторе конкуренция существует и само оперирование можно отдать в частные руки.
Евгений Вострухов
Гудок, 26.10.2006