Тихий индиец в Лондоне

Share

Ратан Тата может составить конкуренцию российским металлургам.

Ратана Тату можно смело назвать пионером новой тенденции индийского бизнеса — скупки активов за рубежом. Председатель совета директоров Tata Group одним из первых в Индии увидел в этих покупках потенциал для роста своей компании.

Даже топ-менеджеры Tata признаются, что не сразу восприняли его призыв к экспансии в 1999 г. “Честно говоря, мы не знали, что мы теперь должны делать”, — говорит исполнительный директор Tata Гопалакришнан.


Спустя семь лет Тата контролирует самые разные компании по всему миру — от американской Eight O’Clock Coffee Co. до роскошной сети отелей Taj Group. А теперь он готовится к своей самой крупной сделке — Tata Steel хочет купить британскую стальную компанию Corus Group.


В начале октября Tata объявила, что может сделать акционерам Corus предложение о выкупе компании за 5 млрд фунтов стерлингов ($9,3 млрд). Corus, входящая в десятку крупнейших стальных компаний мира, давно пытается найти стратегического партнера из стран с дешевой рабочей силой и ресурсами. Среди кандидатов часто называют российские “Северсталь”, “Евраз”, бразильскую CSN. Теперь в их число попала и индийская Tata. По словам источников, Ратан Тата лично контролирует работу над этим проектом. Если сделка состоится, “Тата станет настоящей глобальной фигурой на стальном рынке”, полагает Роберт Миллер, инвестбанкир из нью-йоркской Miller Mathis.


В Индии и за ее границами Тата уже стал крупным игроком на самых разных рынках. Всего в группу входят 96 компаний — начиная с крупнейшей аутсорсинговой компании мира Tata Consultancy Services и заканчивая знаменитым британским чайным брендом Tetley. Акции примерно 30 компаний из его холдинга котируются на бирже.


Базирующаяся в Бомбее Tata Group является крупнейшим частным работодателем Индии — в компаниях группы работает около 220 000 человек. В прошлом году общая выручка группы составила примерно $22 млрд, что эквивалентно почти 3% ВВП Индии.


За 15 лет руководства советом директоров Тата без лишнего шума, но очень радикально перестроил и расширил группу, которая только в прошлом году совершила поглощения за рубежом на сумму более $1 млрд.


Другая Индия


Тата не любит быть на виду. Он говорит очень тихо и обычно предпочитает слушать собеседников, а не отдавать приказы.


Этот стиль резко контрастирует с манерами другого миллиардера индийского происхождения. Стальной магнат Лакшми Миттал, считающийся самым богатым человеком в Великобритании, живет в Лондоне в самом дорогом доме и передвигается по городу в лимузине DaimlerChrysler Maybach за $600 000. Тата, напротив, бывая в Лондоне, живет в отеле и ездит на невзрачном седане.


Однако у него есть одна общая с Митталом черта — амбициозность. “Думайте масштабно, — говорил в июле Тата выпускникам Индийского технологического института в Мадрасе, одного из самых престижных вузов страны, — действуйте уверенно — это позволит Индии стать другой страной”.


Семья 68-летнего Таты, имеющего иранские корни и принадлежащего к очень малочисленной группе приверженцев таинственной зороастрийской веры, действительно может похвалиться тем, что сделала Индию другой страной. Бизнес семейства Таты начался еще в 1860-х гг. Его предки построили крупнейший стальной завод в стране в эпоху британского колониального господства, открыли первый роскошный отель в Бомбее и основали Air India, индийского лидера авиаперевозок.


Тата изучал архитектуру в Университете Корнелл в США, но затем вернулся в семейную компанию, где быстро поднимался по службе. Tata Group в то время называли “спящим гигантом”. В течение 1960-1970-х гг. индийская экономика управлялась в социалистическом стиле, что повредило бизнесу группы: ограничения импорта привели к недостатку сырья, а расцвет бюрократии мешал инвестициям.


Но к моменту, когда Тата возглавил группу, методы управления страной резко изменились. В 1991 г. недостаток валюты вынудил индийское правительство пустить в страну иностранных инвесторов, в том же году Тата стал председателем совета директоров Tata Sons Ltd. — головной компании группы.


Автомобиль за $2000


Тата решил реформировать семейный бизнес. Он стал инвестировать в отрасли будущего, в первую очередь в информационные технологии. Его компания Tata Motors стала одним из локомотивов индийского экономического бума, начав выпуск автомобилей для богатеющего, но все же очень чувствительного к ценам среднего класса.


Тата поставил перед собой задачу создать автомобиль за 100 000 рупий (около $2200). “Я не думаю, что это невозможно”, — заявил глава Tata Group в июле на конференции в Вашингтоне.


То, что Тата считает возможным, немногим по плечу. На родине его очень уважают за скромность и приверженность деловой этике, но даже самые активные поклонники Таты были поражены тем, как быстро он сколотил конгломерат из отраслевых лидеров в Индии и за границей.


“Он удивил нас всех, — говорит Гурчаран Дас, бывший гендиректор индийского подразделения Procter & Gamble. — Его компании стали невероятно конкурентоспособными в глобальном масштабе”.


Несмотря на некоторые неудачные сделки, например альянс с британской MG Rover, которая позже обанкротилась, Тате обычно удается быстро улучшить положение дел в купленных компаниях. Начав с покупки Tetley в 2000 г., Tata приобрела всего 27 зарубежных компаний в Англии, США, Австралии, Сингапуре, Южной Корее и других странах.


Любопытный миллиардер


В этих компаниях Тата демонстрирует необычные для западных транснациональных корпораций подходы. Вместо работы над снижением расходов менеджеры Tata сосредоточиваются на изучении опыта и достижений.


После того как Tata в декабре прошлого года приобрела за $120 млн британского производителя соды Brunner Mond Group, менеджеры этой компании стали волноваться, опасаясь увольнений. Как вспоминает Гопалакришнан, они спрашивали: “Чего от нас хочет г-н Тата?” — “Только не ваши рабочие места, — отвечал Гопалакришнан сотрудникам компании со 133-летней историей. — Tata пришла, чтобы учиться. Вы знаете рынок, знаете клиентов; мы начнем с того, что вы расскажете нам о своей стратегии”.


Пока что Tata продолжает изучать работу этой компании. “Я называю это скромностью неопытности, — говорит Гопалакришнан. — Это наш метод ведения бизнеса”. (WSJ)


 


Ведомости, 17.10.2006, №195 (1722)