Наш ответ Алишеру Усманову

Share

Украинские металлургические активы станут легкой добычей российских или транснациональных корпораций, если отечественные финансово-промышленные группы не успеют провести коренную модернизацию отрасли.


Российский металлургический магнат Алишер Усманов вплотную подошел к созданию нового металлургического холдинга. Его участниками, вопреки ожиданиям, не станут ни «Евразхолдинг» Романа Абрамовича, ни «Северсталь» Алексея Мордашева. Кроме активов самого Усманова и его ближайших соратников (Василия Анисимова, Андрея Скоча и Вадима Новинского), в холдинг могут войти предприятия донецкого бизнесмена Рината Ахметова («Азовсталь», Енакиевский метзавод, Авдеевский коксохимический завод, Северный и Центральный ГОКи и др.). В компании «Метинвест», которая управляет металлургическими активами принадлежащей Ахметову корпорации «Систем Кэпитал Мэнеджмент» (СКМ), эту информацию не опровергают. Соответствующие переговоры, судя по всему, идут. «Вполне возможно, мы договоримся о слиянии», — подтверждает этот тезис Алишер Усманов.


Заявление российского бизнесмена последовало на следующий день после поездки премьер-министра Виктора Януковича в Москву, где он рассчитывал окончательно договориться о цене газа в 2007 году. Однако в Кремле Януковичу явно дали понять, каких уступок от него ждут. «Вопрос цены газа является лишь частью комплекса вопросов, к которым приходится возвращаться», — говорит глава российского правительства Михаил Фрадков. И добавляет: «Мы хотели бы активнее присутствовать в украинской металлургии, сфере высоких технологий и перерабатывающей промышленности». Никаких двусмысленностей.






В ближайшие пять лет ИСД потратит на модернизацию своих металлургических активов свыше трех миллиардов долларов. Один миллиард уже освоен
Несколько недель назад компания СКМ получила лицензию на импорт двух миллиардов кубометров газа. Тогда это казалось бессмысленным, учитывая, что единственным импортером газа в страну является компания «Укргазэнерго», а любые другие каналы импорта не могут быть налажены без согласия «Газпрома». Однако в свете нынешних событий действия СКМ становятся более понятными. По всей вероятности, участие в металлургических проектах Алишера Усманова, который возглавляет газпромовскую дочернюю структуру


«Газпроминвестхолдинг» (специализируется на возврате дебиторской задолженности), является залогом ценовых уступок по газу.


Других обоснований для объединения активов Усманова и Ахметова нет. Дело в том, что в структуре активов «Металлоинвеста» (управляет металлургическим бизнесом Усманова, в частности, Михайловским ГОКом) и СКМ преобладают сырьевые предприятия. Объединение имело бы больше смысла, если бы оно сбалансировало сырьевую и перерабатывающую составляющие. А значит, за этим шагом могут последовать другие.


Это нужно не всем


Даже если СКМ добьется поставок газа по льготным ценам на свои предприятия (или примет участие в газовом бизнесе в качестве трейдера) взамен на участие в российских металлургических проектах, это не значит, что такой опыт будет распространен на всю украинскую металлургию. Сталелитейные компании не хотят быть разменной монетой в российско-украинских газовых договоренностях и видят решение проблемы в скорейшем внедрении энергосберегающих технологий. Особенно активно занимается этим другой крупнейший игрок украинского металлургического рынка — «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД). Газовую проблему в этой корпорации рассматривают несколько под иным углом. Здесь думают не столько о том, что нужно сделать, чтобы получить дешевый газ, сколько о том, каким образом свести опасную газовую составляющую к минимуму.


Неделю назад на принадлежащем корпорации «Алчевсккоксе» была введена в эксплуатацию новая коксовая батарея. В результате производство этого сырья будет увеличено с нынешних 2,5 до 3,6 млн тонн в год. А его качество значительно улучшится. Программа реконструкции «Алчевсккокса» рассчитана до 2009 года, общая сумма инвестиций — 1,3 млрд гривен. Таким образом, ИСД обеспечит собственным коксом оба своих предприятия в Украине — Алчевский и Днепровский металлургические комбинаты. Это принципиальный вопрос для компании. Несмотря на то что Украина имеет избыток мощностей по производству кокса, все они крайне изношены, а потому не позволяют добиться необходимого качества. А качественный кокс — ключ к снижению энергозависимости. Его использование позволяет внедрять на метпредприятиях установки пылеугольного вдувания, дающие значительную экономию природного газа. Качество кокса критически важно и для работы конвертеров: ИСД планирует построить два таких конвертера до конца 2007 года, что не только повысит мощность Алчевского меткомбината, но и резко уменьшит потребности в топливе. К 2010 году компания планирует сократить потребление газа на Алчевском заводе в пять раз.


Месяц назад премьер-министр Виктор Янукович заявил о планах реформы углепрома, в рамках которой предполагается приватизация шахт, добывающих коксующиеся угли. Пока этого не произошло, ИСД будет ввозить качественный уголь из США. Об этом сообщил руководитель компании Сергей Тарута.


Напрямую связанная с ростом цены газа проблема подорожания электроэнергии также будет решена в рамках программы модернизации. К 2008 году завершится строительство новой электростанции мощностью 300 МВт. Для этого ИСД закупила у японских компаний Sumitomo Corporation и Mitsubishi Heavy Industries два парогенератора. Установка не будет использовать природный газ. Топливом для производства электроэнергии станет доменный, коксовый и конверторный газ, который образуется в процессе металлургического производства. Объем производства тока будет соответствовать производственным нуждам Алчевского меткомбината. Будет снижен и экологический ущерб.


За ближайшие пять лет корпорация, принадлежащая Сергею Таруте и Виталию Гайдуку, планирует потратить на модернизацию своих металлургических активов свыше трех миллиардов долларов, из которых уже освоено около миллиарда. Эти огромные по украинским меркам вложения позволят компании сохранить конкурентоспособность и в итоге выжить в борьбе с зарубежными гигантами.


Дисконт для самых лояльных


Процессы консолидации, свойственные мировому металлургическому рынку, оставили равнодушной Украину. Экономическая целесообразность слияний наподобие Mittal Steel и Arcelor, выраженная в оценках синергетического эффекта и роста капитализации, для аналитиков не очевидна. Здесь уместнее говорить о контроле над рынком и его сырьевыми потоками. Так, большим металлургическим холдингам легче вести переговоры с поставщиками железной руды, поскольку около 80% этого рынка сконцентрировано в руках лишь трех компаний — BHP Billiton, CVRD и RIO Tinto.


Однако Украина относится к редкой категории стран с развитой металлургией, полностью обеспеченных сырьевыми ресурсами. В стране достаточно собственной железной руды, кокса и металлолома. Местным металлургическим компаниям совсем не обязательно объединяться с кем-либо, они вполне способны решать актуальные задачи самостоятельно. Главная из них — стабильный сбыт продукции. Усиление протекционистских тенденций на рынке требует адекватной реакции со стороны производителей. Компании стараются снизить издержки, производя полуфабрикаты вблизи источников сырья и выпуская конечную продукцию рядом с потребителем. По такому пути пошла ИСД — лидер по количеству зарубежных активов. Компании принадлежат заводы в Польше (Huta Częstochowa) и Венгрии (Dunaffer). Поставки заготовок и дальнейшая их обработка в странах Восточной Европы гарантируют ИСД стабильный сбыт продукции на одном из самых емких металлургических рынков. Причем компания намерена продолжить свою экспансию и в другие регионы, о чем говорит участие (пусть неудачное) в конкурсе по покупке меткомбината Pakistan Steel.


Украинские компании вполне могут воздержаться от слияния с другими игроками, формируя собственные металлургические холдинги, хоть и не такого масштаба, как Mittal-Arcelor. Единственное, что может стать этому преградой — энергетическая зависимость компаний. Манипуляция с ценами на газ и их дифференциация для различных производителей способны существенно снизить конкурентоспособность отдельных производителей. Учитывая, что украинские меткомбинаты делят между собой одни и те же рынки, разница в цене газа может сыграть решающую роль.


Бремя последнего олигарха


Очевидно, что решение о слиянии, если таковое состоится, будет чисто политическим. Проигрыш Алексея Мордашева в борьбе за европейский сталелитейный холдинг Arcelor сильно ударило по амбициям кремлевской элиты. Созревшие там реваншистские настроения воплотились в идее создания собственного металлургического гиганта. И цена вопроса здесь играет второстепенную роль.






За дисконт в цене газа придется платить активами — если не газовой трубой, то металлургическими предприятиями
Состоится ли объявленное Усмановым слияние металлургических активов, сказать сложно. Очевидно, что компания Рината Ахметова не была готова к публичному обсуждению этого вопроса. Сомнительно и то, что инициатором этих переговоров выступила СКМ. По большому счету, бизнес компании не испытывает сегодня особых проблем. Конъюнктура мирового стального рынка вполне благоприятная, вопросы железнодорожных тарифов и налогов находятся в компетенции подконтрольного «донецким» правительства. А, значит, видимых предпосылок для слияния нет. Однако многое будет зависеть от цены на газ. Россияне это хорошо понимают. И потому не стесняются делать предложения, от которых очень сложно отказаться. В этом смысле бизнес Ахметова стал заложником политики Януковича, что может еще больше углубить наметившийся между ними раскол. За дисконт в цене газа придется платить активами — если не газовой трубой, то металлургическими предприятиями. Уже очерчены рамки для торговли: по словам министра топлива и энергетики Юрия Бойко, цена на поставляемый в Украину газ в 2007 году будет составлять от 106 до 135 долларов за тысячу кубометров. Верхняя планка цены — нежелательна для экономики, поскольку не все предприятия смогут рентабельно работать при стоимости газа выше 150 долларов.


Избежать навязанной Россией бартерной схемы — активы в обмен на дисконт в цене газа — будет очень сложно. Программы модернизации почти всех металлургических компаний Украины ограничены 2010–2011 годами. По мнению аналитиков, по достижению этого срока цена газа перевалит за 200 долларов за тысячу кубометров, и тогда начинать модернизацию будет уже поздно. Это хорошо понимают не только в ИСД, но и на ММК им. Ильича, «Миттал Стил Кривой Рог» и «Запорожстали». Но не все пока сделали правильные выводы.


Глеб Простаков


 


Эксперт-Украина, №38 (87) 02 Октября 2006