Крымская земля: почему ее всем не хватает

Share

Земельная проблема в Крыму обострилась настолько, что игнорировать ее стало невозможно. Верховная Рада приняла законо-проект об уголовной ответственности за самозахват земли, а президент, как обычно, распорядился навести порядок.


Просчет и контроль


Уже к концу 1990-х – когда поток крымских татар-репатриантов на полуостров пошел на убыль, Крым неофициально разделили на две группы: татарскую и славянскую. Причем, «славянами» стали называть не только русских, украинцев, белорусов и поляков, но и греков, армян, евреев – словом, представителей всех 125 нетатарских народностей, зафиксированных в АРК во время переписи. Разделение было неслучайным: таким методом власти отмежевали репатриантов от тех, кто жил в Крыму последние 50 лет. Со временем чиновники сделали все возможное, чтобы углубить это разделение. Главным образом – пытаясь создать льготные условия для спецпереселенцев, чем, разумеется, озлобили так называемых «славян». Нынешние землезахваты, драки с этническим душком, «рыночные» конфликты и растущая взаимная неприязнь «славян» и крымских татар – вполне законные плоды пятнадцатилетних трудов власти в Крыму.


Поэтому реакция президента на крымские проблемы во время заседания СНБО выглядела странно – как будто Ющенко и не слышал о землезахватах на полуострове. Зато теперь, чтобы упорядочить происходящее на полуострове, будет использован традиционный президентский метод: ежеквартальный контроль за исполнением решений. Во время последовавшего за заседанием Совбеза визита в Крым президент сообщил о намерении власти закончить с распаевыванием земли в 2007 году. Для этого будет проведена инвентаризация земельных участков, сформировано четкое предложение, какие земли могут быть переданы населению. А вот как быть с захваченными землями и с взаимными претензиями «славян» и татар?


Расплести клубок обвинений и понять, кто прав в споре о земле, невозможно. Даже статистика у воюющих сторон разная – хотя и вся, по их словам, официальная. Представители Русской общины Крыма утверждают, что еще в 2003 году крымские татары были на 114% обеспечены землей – и это без учета незаконно захваченных и купленных на вторичном рынке наделов, приватизации в других регионах Украины – например, в облюбованной спецпереселенцами Херсонской области, и жилья, предоставленного репатриантам государством. В свою очередь, Меджлис призывает обратить внимание на дискриминацию крымских татар и препятствия, которые чинит власть их попыткам вернуться на землю предков. По мнению представителей татарского народа, земли на всех не хватает – собственно, в этом и состоит главная вина властей, позвавших крымских татар на родину и не принявших соответствующие меры для их поселения.


По-честному или по-братски?


Еще в 2005 году репатрианты считали, что они недостаточно обеспечены землей. В результате IV Курултай крымскотатарского народа потребовал «создать специальный земельный фонд для крымских татар, находящихся в настоящее время в местах депортации», чтобы «дать надежду тем, кто еще думает о возвращении». По сути, это означало, что украинские власти должны были посчитать, сколько крымских татар осталось за пределами Украины, и отгородить часть Крыма на случай, если переселенцы вдруг решат вернуться на землю обетованную.


По мнению замглавы Меджлиса Рефата Чубарова, государству давно нужно было зарезервировать землю для репатриантов в необходимом количестве, а потом выдавать ее тем татарам, которые в ней нуждаются. И не дожидаться, пока земля закончится и татары останутся без наделов, которые обрабатывали еще их прадеды. Впрочем, статистика свидетельствует, что многие крымские татары не задерживаются на полученной ими «дедовской» земле, предпочитая продать выделенный участок. По данным председателя республиканского комитета по земельным ресурсам Николая Голубева, из 200 наделов, полученных крымскими татарами в Алуште за последние 1 год и 5 месяцев, 66 были проданы репатриантами на вторичном рынке. Эти продажи вкупе с захватами земли дают «славянам» повод говорить о том, что работать на земле татары не собираются. «По моим наблюдениям, подавляющее большинство крымских татар интересует только торговля, они и землю захватывают в основном возле рынка – на выгодном месте, чтобы торговать было удобно, – рассказал «АиФ» симферопольский чиновник, побоявшийся назвать свою фамилию. – По статистике, многие татары имеют по 3-4 надела, для них землеотводы уже стали бизнесом».


Крымские татары объясняют захваты земли бездействием власти. «Многим сложно собрать все печати и подписи, чтобы получить участок в определенном районе Крыма, – объяснил «АиФ» член Меджлиса, депутат Верховного Совета Крыма Ремзи Ильясов. – Власти не выполняют своих обязательств. Поэтому люди перестают верить чиновникам и сами берут землю». По мнению г-на Ильясова, если парламент введет уголовную ответственность за захват, это только усугубит проблему. «В ситуации, когда власти много лет пускали все на самотек и не принимали никаких решений, надо было бы сначала навести порядок с теми наделами, на которых уже сидят люди, – законно или незаконно, – считает Р. Ильясов, – а потом принимать законы «на будущее» об уголовной ответственности».


Языком цифр


По данным официальной статистики, с 2003 года на 314 891 крымчанина-славянина, проживающего на ЮБК, был выделен 19 181 земельный участок – по 6 участков на 100 человек или по 17 на 100 семей (коэффициент славянской семьи составляет 2,8). В то же время 15 144 крымских татарина, обитающих на Южном берегу, получили 6 332 земельных участка – 42 надела на 100 человек или 176 участков на 100 семей (коэффициент татарской семьи в Крыму – 4,2).


Марыля Босакевич


Аргументы и Факты