Столичные строители радостно бьют в литавры по случаю того, что завершено сооружение на Осокорках первого отечественного жилого небоскреба высотой в 34 этажа.
«Построенный дом абсолютно надежен в плане прочности и несущей способности», — таков однозначный вывод участников расширенного заседания научно-технического совета, проведенного недавно в честь этого события в Киевском зональном НИИ экспериментального проектирования. Оказывается, при строительстве высотки впервые была реализована программа исследовательских и экспериментальных работ, давшая весьма благоприятные результаты. Так, например, по дублирующим расчетам прочностных характеристик здания, проведенных специалистами НИИ строительных конструкций, понадобилось всего лишь незначительное усиление некоторых конструкций на уровне подземного паркинга. Будут также продолжаться измерения колебаний верхней части нового небоскреба.
Или такое. Тестирование монолитных железобетонных элементов из несущего каркаса дома показало: в основном они отвечают заданным параметрам по пределу огнестойкости. В целом обнадеживающие результаты получены при выполнении научных работ, проведенных специалистами УкрНИИ пожарной безопасности МинЧС Украины. По их расчетам, жители верхних этажей 32-этажной секции при наличии в ней двух лестничных клеток и пяти лифтов в случае пожара смогут эвакуироваться меньше чем за 13 минут.
Итак, сводный отчет по выполненным исследованиям на новой высотке был одобрен высоким ученым собранием. Говорят, что результаты проведенных научных работ лягут в основу создания в Украине будущей нормативной базы высокоэтажного строительства. Ожидается, что осенью окончательное слово в этом деле скажет Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства.
Слов нет, выводы ученых мужей радуют и в общем-то вдохновляют. Но испытания на прочность первого столичного небоскреба и его конструкций происходили в лабораторных условиях. И меня, как обывателя, терзают сомнения. А ну как, не приведи Господь, грянет беда в виде землетрясения, какое, скажем, тряхнуло Киев в 1977 году. Хорошо помню, как раскачивалась и жутко скрипела сравнительно новая десятиэтажка, в которой я живу. Как звенели качающиеся люстры и посуда в шкафах. Как сломя голову неслись вниз полуодетые жильцы. Здорово тогда качнуло и самый высокий на то время 18-этажный жилой дом на углу улиц Михаила Коцюбинского и Ленина (ныне Богдана Хмельницкого), обитатели которого потом не спали несколько ночей подряд.
Недавно в СМИ промелькнули сообщения о землетрясении в Мехико, где сила толчков составила 5,9 балла по шкале Рихтера. Очевидцы сообщают, что небоскребы в центре одного из крупнейших мегаполисов мира буквально раскачивались. Напуганные горожане в панике выбегали на улицы, а власти были вынуждены принять срочные меры по эвакуации всех людей из высоток в центре города.
Ведущие киевские градостроители считают, что с проектированием высотных зданий офисного типа и их возведением в нашей столице не существует особых проблем — они, мол, выдержат и шесть баллов. Иное дело — жилые высотки. По мнению некоторых специалистов, сегодня переход к строительству небоскребов для жилья — это, скорее всего, дань существующей в мире моде. Но, увы, заокеанская мода на жилые небоскребы, не став массовой в Европе, давно уже переместилась в страны Юго-Восточной Азии, а до нас докатываются ее отголоски.
Известный киевский памятникоохранитель, архитектор Владимир Приходько развенчивает бытующее мнение, будто небоскребы в нашем городе станут основным пристанищем для всевозможных офисов, потребность в которых растет с каждым днем.
«Все это досужие вымыслы, не подкрепленные реальными фактами, — считает Владимир Анатольевич. — Одна моя однокурсница, давно живущая в США, как-то устроилась там в фирму, офис которой находился где-то выше сорокового этажа. И знаете, здание качалось так, что у некоторых новичков сразу же появлялись симптомы настоящей морской болезни. А тем, кто не мог привыкнуть к этому, приходилось увольняться. Стало быть, по большому счету, небоскребы и за океаном, и у нас не годятся ни для офисов, ни для жилья. Зато они как нельзя лучше удовлетворяют амбиции «денежных мешков» и некоторых архитекторов, действующих по принципу: «Чего изволите-с?» На здоровье же и комфорт будущих жильцов небоскребов им наплевать с самого высокого этажа».
Стас Тымкив