Крупнейший автопроизводитель в мире концерн General Motors по странному стечению обстоятельств на российском рынке пока с неба звезд не хватает. Хотя продажи компании и растут стремительными темпами преимущественно за счет бренда Chevrolet. Впрочем, в GM на достигнутом останавливаться не намерены. К уже существующим конвейерам по сборке автомобилей принадлежащих концерну марок в России – «Автотор» (Калининград) и СП «GM-АвтоВАЗ» (Тольятти) – через два года должен примкнуть завод GM в промзоне Шушары (Санкт-Петербург). Об амбициозных планах американского концерна в интервью корреспонденту РБК daily Артуру Саруханову рассказал управляющий директор GM по России и странам СНГ Уоррен Браун.
– В какие сроки и какую долю отечественного рынка намерен занять GM в России?
– По нашим оценкам, наша доля на российском рынке иномарок составляет 7%. До конца десятилетия этот показатель должен увеличиться до 10%. Это внутренняя цель, относящаяся ко всем пяти брендам, которые мы представляем на российском рынке. Основным направлением деятельности в плане увеличения продаж и занимаемой доли для нас является полная загрузка российских производственных мощностей GM, которых нам пока не хватает. Для осуществления всех наших планов у нас достаточно сильная команда менеджеров в России, отличная от той, что работала здесь три года назад. Основная идея, которая нами движет, – автоцентры GM как отличное место для покупки авто.
– Чем обусловлено то, что лидер мирового автопрома фактически остается в России на позициях аутсайдера?
– Позволю себе не согласиться с самой постановкой вопроса. Во-первых, мы предлагаем россиянам больше брендов и комплектаций автомобилей, которых на данный момент в портфолио нашего представительства более двухсот. Во-вторых, в этом году мы продадим здесь более 115 тыс. автомобилей, сделав Chevrolet наиболее продаваемой маркой года. Конечно, мы не производитель номер один в России, потому что им является АвтоВАЗ. Однако иностранных конкурентов по этому показателю нам опередить удалось. В-третьих, мы были инвесторами-пионерами, когда в 2002 году создали совместное предприятие с АвтоВАЗом. Если вы поднимете газеты того времени, то увидите, что было не так легко найти инвестора, который бы сказал: «Да, я хочу инвестировать в Россию!» Но сегодня за GM готовы пойти другие иностранцы. Наконец, мы внесли серьезный вклад в увеличение рабочих мест в России, в увеличение занятости. Напрямую на нас работают 1,5 тыс. человек, косвенно на нас трудится персонал более ста дилеров по всей стране.
– Чем объяснить факт того, что продажи модели Chevrolet Niva вы стали учитывать в своих отчетах лишь с прошлого года?
– При создании тольяттинского СП вопрос о том, к какому бренду отнести сходящие с его конвейера автомобили, обсуждался тщательно, ведь для причисления Niva к Chevrolet эта машина должна была продемонстрировать определенный уровень качества. С тех пор команда инженеров совместного предприятия внесла определенные изменения в кузов, салон и подвеску этого авто. В результате мы имеем полноценный Chevrolet. Сила GM в том, что мы можем производить автомобили в любых странах мира без ущерба национальному производству. При этом Chevrolet для нас – важная концепция, которая говорит о том, как мы ведем бизнес. К слову сказать, мы производим Buick больше в Китае, чем в Америке.
– В этом году, как известно, GM-АвтоВАЗ планирует сократить производство Chevrolet Niva. Чем обусловлен этот факт?
– Это вопрос конкуренции, которая в последнее время растет. Учитывая пожелания наших дилеров, мы постоянно работаем над совершенствованием этого автомобиля. К изменениям облика и внутреннего пространства Chevrolet Niva в августе прибавилась комплектация этого автомобиля с кондиционером.
– Аналитики скептически относятся к идее производства на строящемся в Шушарах заводе GM внедорожника Chevrolet Captiva, считая, что уместней было бы организовать здесь сборку более массовых Chevrolet корейского происхождения. Как вы могли бы прокомментировать такой скепсис?
– Мы считаем российский рынок привлекательным для продаж внедорожников. GM-АвтоВАЗ производит 40-50 тыс. Chevrolet Niva в год. Этот автомобиль стоит меньше 20 тыс. долл., являясь лидером в своем сегменте. В премиум-сегменте мы предлагаем Hummer H2, а ниже его по стоимости расположились Cadillac Escalade и Hummer H3. Не заполненным нами остается лишь сегмент внедорожников по цене 30-40 тыс. долл., в который вполне логично впишется Chevrolet Captiva. Но мы не ограничиваемся сборкой в Шушарах этого авто. Скоро мы объявим о запуске сборки здесь еще одного автомобиля, кандидатура которого пока обсуждается.
– Может ли им стать Chevrolet Lanos?
– Нет. У GM есть партнер на Украине, который производит этот автомобиль для России, и мы довольны тем, как они работают. Мы бы хотели получать от них еще больше автомобилей, предлагающихся по привлекательной цене. Поэтому мы хотим, чтобы это производство сохранилось. А на заводе в Шушарах будут производиться автомобили сравнительно больших размеров.
– Но это сделало бы Chevrolet Lanos еще более привлекательной по цене…
– Вы считаете цену в 9 тыс. долл. непривлекательной?
– Отнюдь, но китайцы предлагают автомобили по 6 тыс. долл. …
– Возможно, но мы не умеем, как они, собирать и продавать машины за эти деньги, получая при этом прибыль. Причем заявляем об этом открыто. И вряд ли это удастся кому-либо еще. Но поскольку китайцы в России продвигаются быстрыми темпами, предлагая авто за 6 тыс. долл. и уплачивая при этом 25-процентную ввозную пошлину, мы думаем, что это будут очень сильные конкуренты. И все же нас не покидает вопрос: где же их прибыли? Продавать машины по такой низкой цене – задача не из легких.
– Учитывая рост продажи внедорожников в России опережающими темпами, не планирует ли GM расширить линейку SUV за счет новых брендов?
– С точки зрения объема продаж Chevrolet – наш приоритетный бренд. Вторым является Opel. Но даже если мы объявим о начале производства в России автомобилей в массовом сегменте, марка Chevrolet все равно сохранит лидирующие позиции. Даже при условии производства под Санкт-Петербургом или в Тольятти каких-то новых автомобилей это будут автомобили с шильдиками Chevrolet и Opel.
Биография
Карьера Уоррена Брауна в GM началась в 1969 году. В семидесятые годы занимал различные должности в отделах по связям с общественностью и маркетинга. В 1983-1985 годах оставил концерн и перешел на пост вице-президента Ward’s Automotive, лидирующей издательской компании в США, специализирующейся в области автомобилей.
В девяностые годы занимал различные управляющие должности в Бразилии. С 1991 по 1995 год отвечал за планирование выпуска автомобилей и инвестиционные проекты GM в Бразилии. С 1999 по сентябрь 2002 года являлся исполнительным директором GM Poland. Во время его работы в Польше был запущен завод в Гливице.
До перехода на должность управляющего директора GM по России и странам СНГ Уоррен Браун руководил департаментом логистики послепродажного обслуживания GM Europe.
О General Motors
General Motors – крупнейший автопроизводитель в мире, носящий этот титул с 1931 года. Концерн производит автомобили в 33 странах для их последующей продажи в 192 странах. Концерн основан в США в 1908 году. В 2005 году GM реализовал 9,17 млн легковых автомобилей и грузовиков. В структуру концерна входят такие марки, как Chevrolet, Opel (Vauxhall), Saab, Hummer, Cadillac и др.
Артуру Саруханову, РБК daily 25.09.06