Мы уже давно привыкли, что знаменитые киевские рощи и яры донельзя загажены бытовыми и строительными отходами. Но масштабы мусорного пиратства на улице Сырецкой, 31 просто ошеломляют.
«Мусор — дело серьезное», — утверждают бывалые коммунальщики. И это настолько верно, что им недавно занялось даже столичное управление службы безопасности Украины, обнаружив на берегу славной речушки Сырец свалку стройматериалов и бытовых отходов. Как же она там появилась?
Я решила выяснить это в столичном Госуправлении экологии и природных ресурсов.
— В марте нынешнего года наши специалисты обнаружили несанкционированную свалку, размещенную почти на восемнадцати гектарах, — сказал мне первый заместитель начальника Владимир Ольшевский.
Причем Владимир Николаевич заявил, будто мы, журналисты, зря нагнетаем страсти, а свалка всего лишь «создает людям некомфортные условия для проживания».
— Так кто же виноват в появлении свалки на Сырце?
— Согласно действующим законодательным документам, за несанкционированные свалки отвечают местные органы власти. В данном случае территория этой свалки была закреплена за Шевченковским и Подольским районами. Примерно десять гектаров этой территории принадлежат Подольскому району, а восемь — Шевченковскому.
По словам Владимира Ольшевского, ущерб, причиненный свалкой на улице Сырецкой, составляет 757 миллионов гривен. Для устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства управление СБУ выдало предписания Шевченковской и Подольской райгосадминистрациям, обязав их ликвидировать эту свалку. Но даже сейчас она не убрана полностью.
Чтобы выяснить, почему это происходит, я договорилась о встрече с начальником отдела контроля за благоустройством и внешним дизайном Подольского района Игорем Нестеруком. И надо же: в райадминистрации уже почти три года знают о существовании этой самочинной свалки.
— Ума не приложу, как ее ликвидировать. За последнее время мы ее трижды там засыпали, перекапывали, а горы мусора все равно растут, — сокрушается Игорь Анатольевич. — Винить в том, что свалка образовалась, можно только тех, чьи мусоровозы проезжали через эту территорию, но никак не администрацию.
Господин Нестерук выдвинул гипотезу, что отходы завозили на свалку водители, предварительно договариваясь с охраной на Сырецкой. Такой вывоз мусора намного выгоднее для перевозчиков: им не нужно ни дорогой бензин тратить на перевозку мусора за город, ни пропускной билет иметь на свалку.
— У вас есть подозрения, кто же там все-таки браконьерствует?
— На ту свалку ведут три дороги. Я фиксировал въезд через улицу Сырецкую, 31 — эта территория относится к нашему району. Как только мы замечаем, что мусора на свалке добавилось, обязываем организацию «Укргидроспецстрой», которая там дислоцируется, участвовать в расчистке делянки. Вот у меня даже есть гарантийное письмо этой фирмы, в котором организация обязуется сделать там уборку.
Но, как я понимаю, до дела на Сырце так и не дошло.
Ну а что думают по поводу этой свалки в другом районе-загрязнителе — Шевченковском? Глава райгосадминистрации Виктор Пилипишин принял меня в своем кабинете и вежливо предложил чаю.
— За все на своей территории ответственна власть, — твердо заявил Виктор Петрович. И тут же заверил: — Мы там порядок все-таки наведем. Увы, не всегда человеческая нога туда ступала, и в конечном итоге получилось так, что власти не уделяли должного внимания этой территории. Да уж, на дорогущей киевской земле — на берегу некогда очаровательной речушки Сырец — привольно раскинулась свалка, которая в списке несанкционированных наверняка бы заняла первое место.
Через открытые настежь ворота и шлагбаум я беспрепятственно проникла в своеобразный предбанник свалки, где располагалась какая-то станция техобслуживания, лежали горы металлолома. Через минут пятнадцать ко мне подошел мужчина лет тридцати с вопросом: «Чем вам могу помочь?»
— А вы, собственно, кто?
— Начальник стройплощадки «Укргидроспецбуд», — ответил он, назвавшись Александром, и нехотя согласился стать моим гидом по свалке. При этом Александр все время убеждал меня, что через их территорию мусоровозы никогда не проезжали.
Свалка и впрямь впечатляет. Господи, и чего тут только нет: сотни тонн строительных отходов — поломанные блоки, панели, битый кирпич, старые оконные рамы, двери, а также банки, бутылки, пищевые отходы и даже кошки дохлые. А запах…
Наверху над свалкой — частные гаражи. Василий и Михаил, чьи машины тут стоят, поделились своими наблюдениями: «Мусор сюда раньше возили оттуда, — тыкнув пальцем в сторону, откуда начался мой путь, сообщил Михаил, — по-моему, Сырецкой улица называется». «Да, а последние месяц-полтора машины с той стороны не едут, но зато с нашей улицы Фруктовой сбрасывают отходы», — добавил Василий.
Конечно, мой гид таких откровений не ожидал, он ведь почти переубедил меня в том, что не его стройплощадка является виновником помойки. Поэтому Александр, заикаясь, заявил: «Я тут работаю только два месяца и за это время ни разу не пропустил машину с мусором на территорию!»
Но как же мы дошли до жизни такой, что под носом у властей двух столичных районов расползаются метастазы крупнейшей несанкционированной свалки?
Причину ее появления на Сырецкой Виктор Пилипишин видит в безответственности чиновников и невоспитанности людей, а Шевченковская райадминистрация виновата в том, что не отследила вывоз мусора в свое время.
А вообще-то, по его словам, корень ползучей мусорной экспансии кроется в том, что сегодня нужно глобально решать проблему вывоза мусора из Киева. Лучше всего закупить новые машины по переработке отходов. Но основной проблемой, по мнению господина Пилипишина, все-таки является низкий уровень воспитанности нашего общества. Можно купить новое оборудование, выделить кучу денег на усовершенствование системы захоронения отходов, но если культурный уровень будет таким, каким он является сегодня, все усилия окажутся бесполезными.
А вот Игорь Нестерук вообще вывел свою формулу «чистого города Киева». Первое, что нужно сделать, — ужесточить административное наказание, ведь от 51 до 119 гривен — это слишком маленький штраф. Недавно, по словам Игоря Анатольевича, он подал в столичный главк предложение увеличить админнаказание в 20—30 раз, «чтобы нарушитель ощутил его с первого раза». А строительные фирмы, делающие ремонт в квартирах, должны проходить строгое лицензирование на предмет вывоза мусора. И, наконец, нужно упростить процедуру покупки так называемых мусорных талонов.
Как выяснилось, дело о незаконной свалке на улице Сырецкой сейчас находится в Подольской районной прокуратуре. Ну что ж, слово за правоохранителями, которые, надеемся, найдут конкретных виновников экологической бомбы на Сырце…
Анастасия Браткова