Бензин больше не будет стремительно дорожать. Более того, к концу года он подешевеет. Таков главный итог вчерашней встречи премьер-министра Михаила Фрадкова с российскими нефтяниками. Правда, мораторий на рост цен, как в прошлом году, вводить не будут. “Это же не по-рыночному!” – решили в правительстве и пообещали обойтись “рыночными методами”. Что это значит – министры так и не признались. Похоже, нефтяников снова “припугнули”, но теперь вместо слова “мораторий” будут говорить “стабилизация”.
Разговор премьер-министра с нефтяниками был полностью закрыт от посторонних глаз. Но кое-что журналистам выяснить все же удалось. Во-первых, нефтяники шли на встречу неохотно. В Белый дом вчера приехали далеко не все. Из первых лиц российского нефтяного бизнеса появились лишь глава “ЛУКОЙЛа” Вагит Алекперов и исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан. Остальные прислали заместителей. Зато все ключевые министры были в сборе.
Никто из чиновников не сказал прямо: прекратите повышать цены. Все было туманно и по протоколу. Фрадков, встречая гостей, посетовал, что ситуация на рынке нефтепродуктов – это его головная боль. Потому что вместе с ценами на бензин растет инфляция. “Ранее запланированный уровень инфляции к концу года должен быть около 9%”, – напомнил он. И ничто не предвещало беды: в течение первого полугодия общая ситуация с ценами внушала оптимизм. Однако за два последних месяца рост цен составил 0.9%, что в 3 раза выше, чем в июле – августе прошлого года. “Сейчас мы пока удерживаем ситуацию, – пояснил он. – Но существуют негативные тенденции. Это не может не настораживать”.
После пространных размышлений Михаил Фрадков подошел к главному – что именно его “настораживает”: наибольший вклад в летнюю инфляцию сделали цены на нефтепродукты. По словам Фрадкова, в правительстве понимают, что желание нефтяных компаний увеличить цены на внутреннем рынке связано с ростом цен на мировом рынке. Но цены на бензин – “это тема, которая обсуждается в обществе, тема социальная”.
Когда речь зашла о “социальной ответственности”, нефтяники и не думали возражать. Тем временем прессинг продолжили министры. Слова попросил глава Минэкономразвития Герман Греф. Он заявил, что вклад бензина в рост инфляции за последние несколько месяцев составил 50%. Из-за этого и не получилось обещанной в августе дефляции. Надо что-то с этим делать, признался Греф. И заверил, что правительство тоже не сидит сложа руки – обещает создать биржу нефтепродуктов, вводит стандарты топлива “Евро-2” и “Евро-3”.
Нефтяники на это сказали, что все эти меры, безусловно, хороши, но в стране скоро будет дефицит высокооктанового бензина, а все предложения Грефа решить эту проблему не могут. Здесь нужно расширять мощности по нефтепереработке и создавать новые заводы. Да и пора уже отвязать внутренние цены на нефтепродукты от внешних, то есть мировых.
Тут слова попросил глава Минфина Алексей Кудрин. Он рассказал, что те 50%, о которых говорил Герман Греф, решающую роль сыграли лишь в августе. “Мы идем по самому краю. Если мы сохраним динамику (роста цен на нефтепродукты. – “Известия”) прошлого года, то по итогам года инфляция будет все 9.8%”.
Что было дальше – никто из присутствовавших на встрече говорить не стал. Лишь Герман Греф скупо сообщил журналистам, что правительство и представители крупнейших нефтяных компаний достигли договоренности о стабилизации цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Он пообещал, что до конца года цены на нефтепродукты могут снизиться как минимум на 0.3%. “Оснований, чтобы до конца года динамика цен на нефтепродукты была такой же, как в последние два месяца, нет”, – объявил он. А глава “ЛУКОЙЛа” Вагит Алекперов фактически признался, что на встрече с премьером решено заморозить цены. Правда, теперь это называется по-другому – стабилизация. “Мы можем совместными усилиями – нефтяные компании и правительство – стабилизировать цены на нефтепродукты в России”, – заявил Вагит Алекперов.
Как пояснил “Известиям” источник в Белом доме, премьер просто не захотел принимать какие-либо административные меры относительно ситуации на рынке нефтепродуктов. По его словам, премьер считает, что надо регулировать рынок рыночными методами. “Не вынуждайте нас идти на административные меры”, – попросил глава правительства нефтяников, прощаясь, процитировал источник.
Нефтяники и не будут никого вынуждать. Случится ровно то, что случилось год назад, когда был объявлен памятный мораторий на рост цен. Бензин и так дешевеет перед зимой по объективным причинам, а мораторий позволил нефтяникам сохранить высокую рентабельность. Вот и сейчас получится ровно так же – цены стабилизируют, но снижать их никто не будет. При этом оптовые цены будут все равно расти, разоряя мелких владельцев АЗС.
По словам замглавы МЭРТ Андрея Шаронова, сетования нефтяников на высокие налоги во многом безосновательны. “Для нефтепродуктов налоги на нефть входят в себестоимость”, – заявил он вчера журналистам. “Мы считаем, что главной причиной является отсутствие конкуренции и отсутствие антимонопольных механизмов в этом секторе”, – подчеркнул Шаронов, добавив, что с принятием закона о конкуренции антимонопольное законодательство сейчас будет ужесточаться.
Евгения Николаева
[«Финансовые известия», 13.09.2006]