с броварской «Стрелы».
Обиженные миноритарии одного из крупнейших краностроительных заводов — «Стрела» — решили побороться за свои права. Как стало известно «Эі», они захватили завод, отстранив генерального директора Анатолия Ющука, которому принадлежит контрольный пакет акций. Акционеры воюют не за контроль над стоящим без работы заводом, а за его активы и землю, считают эксперты.
Мелкие акционеры получили контроль над предприятием 25 июля. «В этот день группа неизвестных проникла на территорию завода и, обезвредив охрану баллончиками со слезоточивым газом, ворвалась ко мне в кабинет»,— описывает события генеральный директор «Стрелы» Анатолий Ющук. Затем, по его словам, захватчики в течение нескольких часов ожидали прихода судебного исполнителя, который принес определение суда об отстранении г-на Ющука от занимаемой должности.
Определение было вынесено Городецким районным судом Львовской области по иску держателя одной акции завода. Вместо Анатолия Ющука суд постановил назначить генеральным директором бывшего исполнительного директора «Стрелы» Валентина Ильенко. 31 июля тот же суд отменил свое определение, однако на предприятие г-н Ющук так и не был допущен. Гендиректор является собственником 50,8% акций завода и переживает уже вторую рейдерскую атаку. Первая, по его словам, была предпринята по аналогичной схеме весной этого года, а заказчиками являются-де российские конкуренты броварской «Стрелы».
Однако представители миноритариев объясняют свои действия попыткой оспорить переход в собственность гендиректора контрольного пакета акций завода. «Мы можем оспорить законность приобретения Ющуком 44% акций»,— говорит адвокат новоназначенного руководителя Владимир Шиманский. По его словам, г-н Ющук купил акции завода, взяв кредит у самой же «Стрелы». Представитель миноритариев утверждает, что скупка акций проводилась по заниженной цене, а долг предприятию так и не был возвращен. Захватом завода акционеры захотели спасти компанию и вернуть себе незаконно приобретенные акции, говорит адвокат.
Юристы считают, что переход к силовым действиям был главной ошибкой миноритариев. «Если бывшие акционеры имели претензии по отношению к скупщику, им нужно было решать все в судебном порядке»,— уверен адвокат юридической компании «Линия Права» Андрей Доманский. Правда, управляющий партнер юридической фирмы «Ильяшев и партнеры» Роман Марченко прогнозирует, что этот конфликт вряд ли будет решен в зале суда. По его мнению, спорящие либо сядут за стол переговоров, либо одна из сторон конфликта, получившая контроль над заводом, начнет продажу его активов.
Именно активы предприятия и 11 га земли под Киевом, на которой оно располагается, являются главным объектом этого конфликта, полагают эксперты. «Возможно, что драка ведется за активы завода, которые нужно поскорее распродать и конвертировать их в деньги»,— предположил вице-президент Центра исследования корпоративных отношений Ростислав Ищенко. По его словам, если эти сделки будут проведены, то персона гендиректора, занявшего кресло по решению суда, уже не будет иметь никакого значения.
На момент подготовки статьи в печать на самом заводе общаться с представителем «Эі» в категорической форме отказались. «Я не хочу отвечать на вопросы»,— ответил корреспонденту не пожелавший назвать себя представитель в управлении завода, после чего бросил трубку. Мобильный телефон самого г-на Ильенко вчера был выключен.
При попытке сфотографировать здание, неизвестные попытались избить фотографа «Эі» и принудить его уничтожить снимки.
Завод «Стрела» начал свою деятельность в 1965 г. с изготовления специальных металлоконструкций, ремонта экскаваторов, автокранов и другой техники. В 1988-1990 гг. на заводе была произведена реконструкция. Оборудование было полностью обновлено и сориентировано на производство гидравлических кранов на шасси КАМАЗ, КрАЗ и Т-62. По информации участников рынка, в последние годы компания производила по несколько единиц автокранов в месяц.
По данным Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины на начало июня, два пакета акций «Стрелы» — по 50,8% и 14,53% — принадлежали физическим лицам и 10% — компании «Финпроектинвестиция».
Рейдерство — захват предприятий миноритарным акционером, часто с использованием спорных решений судов, правоохранительных органов и фальшивых документов. Рейдер может заблокировать действия акционеров, владеющих даже контрольным пакетом акций, добиться полного контроля над предприятием и назначения выгодного ему руководства.
Несколько примеров из недавнего украинского прошлого.
В феврале 2005 г. произошла попытка силового захвата офисов «Полтаваоблэнерго» и «Прикарпатьеоблэнерго», в феврале этого — «Черниговоблэнерго». Акционеры и топ-менеджмент приписывали эти действия бизнесмену Константину Григоришину, который владеет в этих облэнерго пакетами акций от 15 до 19%. Г-н Григоришин отрицал свою причастность. Контрольные пакеты акций в этих облэнерго сконцентрированы у группы «Приват», которая приобретала акции у г-на Григоришина и у компаний, аффилированных с бизнесменом Григорием Суркисом.
В 2005 г. акционеры научно-производственного предприятия «Сатурн» приняли решение об увеличении уставного фонда, а через месяц правление завода получило на руки решение суда о переводе акций допэмиссии компании «Орияна-К», в результате чего доля этой компании увеличилась с 28 до 42% акций. Другие акционеры пытались не допустить списания акций «Сатурна», но не смогли, поскольку против них были возбуждены уголовные дела за невыполнение судебных решений. В дальнейшем акции «Сатурна» были перепроданы.
В 2005 г. группа «Приват» с помощью доверенности от ФГИ на управление государственным пакетом акций Никопольского завода ферросплавов попыталась провести собрание акционеров и сменить руководство предприятия. Корпорация «Интерпайп» заблокировала физический доступ представителей «Привата» на территорию завода и отстояла предприятие.
Сергей Высоцкий
Экономические известия, №.145(352) от 14 Августа 2006 г.