Дом мечты из обломков

Share

В 1981 году Михаилу Маркову посчастливилось получить право освоить свой неказистый болотистый участок.


 


И спустя четыре года начал строительство дачи, пытаясь вместить “дом своей мечты” в условиях всеобщей уравниловки и дефицита материалов. Не достроена дача и поныне. Теперь уже только из-за дефицита денег.


Дачу вытащили “из шапки”


 


Тогда 25 лет назад перед руководством жулянского филиала завода им. Артема стояла сложная задача отобрать из 5000 рабочих 147 счастливчиков, которые получат участки под дачи на пустыре около пригородного села Гатне. Но не даром – за участок надо было заплатить 300 рублей (зарплата рабочего по тем временам – 100-200 рублей). Сюжет достойный рязановского “Гаража”!


 


Михаил трудился на заводе инженером с 1966 года, жена работала там же, в литейном цеху. Поскольку семья была на хорошем счету – им посчастливилось попасть в отобранный коллектив будущего кооператива. Путем жеребьевки Михаилу попалась неплодородная земля в низине, где мелкие болотца перемежевывались со стихийными свалками.


 


Когда первое разочарование прошло, Михаил и соседи принялись чистить территорию, поднимать грунт. По дачам в те времена разъезжали “левые” КАМАЗы с песком, торфом и землей, и нелегально продавали это добро. Покупать приходилось быстро, машина тут же выгружалась, и землю следовало разбросать по участку сразу – ведь в любой момент могли появиться сотрудники милиции. Зато цены на “нелегальный грунт” были приемлемые: песок – 15 рублей машина, торф, чернозем – 20-25 рублей.


 


Поначалу Марковы завезли почти 30 машин грунта, подняв почву на 80 см, появились первые грядки. Для ночевок купили будку от автомобиля за 40 рублей. А вокруг соседи начали возводить дачки – преимущественно садовые домики, без крепкого фундамента и нормальных условий. Михаил же мечтал о другом доме – с просторными комнатами, столовой, балконом.


Выше 7,5 метров “низзя”!


 


План стройки созрел к 1985 году. Средств своих не было – пришлось брать у профкома разрешение на ссуду в 3000 рублей на 5 лет. Но и за деньги просто так купить стройматериалы было сложно – кирпичные заводы еле справлялись с госзаказом и с частниками не имели дел.


 


На заводе им. Артема разрешили своим работникам покупать по бросовым ценам отходы производства: машину с металлоотходами или пиломатериалом можно было приобрести за 8-9 рублей. Только волокиты много – накладную на отходы подписывали и начальник цеха, и главный бухгалтер, а также замдиректора и сам директор завода!


Чтобы получить отходы кирпича, которые, согласно выписке из накладной 1986 г., были “15% годности”, Михаилу и другим дачникам приходилось самим разбирать старое здание внутри завода, и самим вывозить кирпич. Зато кирпич обходился почти даром – 70 копеек за 150 шт.


 


Кроме того, для всякого частного строительства в те годы были свои нормы. Например, дом в высоту не мог быть более 7,5 м. А Михаилу хотелось и второй этаж построить и гараж. Нарушить нормы он не мог и решил схитрить – вместо того, чтобы делать дом выше положенных 7,5 м, он опустил его в землю почти на метр. Конечно, заезд в гараж при этом стал очень неудобным, но зато первый этаж и крыша-мансарда с комнатами спокойно влезли в законные нормы.


 


Как люди победили воду


 


За первый год Марковы успели только закупить материал и сделать фундамент. В следующем – 1986 – планировали уже “выгнать” и стены. Но бегство “от Чернобыля” разрушило эти планы, и стройка еще на год заморозилась. Зато осенью 1987 на участке Марковых уже красовался пусть не дом, а только “коробка”, но уже несомненная гордость хозяев – ведь каждый кирпичик здесь был положен своими руками. И на века – из-за множества плывунов в почве, Михаил решил предохранить стены от трещин и положил в кладку арматурную стальную проволоку.


 


Но болото не спешило исчезать с участков. Каждый новый дождь, каждая мартовская слякоть затапливала подвалы и гаражи дачников. За несколько лет соседи уже привыкли к тому, что приезд на дачу приходится начинать с вычерпывания воды. Людмила вспоминает, что в первые годы они с сыновьями выносили из подвала по 250 ведер воды и грязи за день!


 


Надо с этим что-то делать – решил Михаил. А тут как раз хозяин участка напротив отказался от своего болотистого “поместья”. Это стало спасением. Наняв экскаватор, Михаил вместе с ближайшими соседями вырыли озеро и обсадили его берега молоденькими ивами. И вода ушла в “ставок”. Михаил проложил подземные ливневки, забросил в озеро трубу, к которой позже начал подсоединять шланг и насос для полива. Дом тоже осушили – вокруг фундамента и на полу подвала с той же “противовлажной” целью положили слой глины, сверху накрыли целлофаном, рубероидом, слоем щебня и 15 см асфальта. Получилось и красиво и сухо.


 


Позже пришлось спрятать и пологий въезд в подвал. Хотя к тому времени все нормы о граничных 7,5 метрах были отменены, гараж-то уже не перенесешь. А внизу пологого спуска вечно собирались дождевые лужи. Пришлось над спуском построить навес, а над ним – большую комнату. Теперь у Марковых спокойно может стоять две машины в гараже, а в доме можно разместить много гостей.


 


Дефицит исчез – зато цены зашкалили


 


Тяжелые времена перестройки и разрухи в стране остановили строительство Марковых на долгие годы. Сыновья к тому времени уже женились и родили собственных детей, младшая дочь пошла учиться. Казалось, что мечтам Михаила о бильярдной и библиотеке, детской площадке и бассейне во дворе не суждено сбыться.


 


Когда годы инфляции и всеобщего упадка остались позади, супруги Марковы были уже пенсионного возраста, а крохотный семейный доход не позволял завершить строительство. Так и жили, самостоятельно штукатуря, обшивая стены деревом и обкладывая плиткой. Михаил все делал сам – даже двери, оконные рамы и решетки.


 


Сейчас отец семейства заканчивает сооружение хозкомплекса – туалета, душевой и хозяйственных помещений. Чтобы не бегать постоянно за водой к соседям, Михаил построил около кухни маленькую водонапорную башенку. Теперь Людмиле не надо постоянно мыть посуду в миске, теплая вода течет из крана – почти городские условия.


 


Дом Марковых – до сих пор пример того, что можно сделать из “вторичного сырья”. Сначала дефицит, а потом дороговизна не позволили им использовать новые стройматериалы. Но из подручных б/у материалов вса-таки появился и долгожданный балкон, обшитый деревом, и даже детская площадка. Правда, гуляют на ней уже не дети Марковых, а их самый младший внук – пятилетний Тарасик.


 


Несмотря на то, что дом еще до конца не готов, Михаила Маркова не увидишь в строительных магазинах.


 


– Посмотрев на цены, мы поняли, что так и не сможем купить новый материал для нашей дачи. И мы продолжили строить так, как и начали. За эти годы я так привык к тому, что создаю свой домашний уют из отходов, что теперь даже получаю удовольствие от того, что превращаю обломок, который годился только на свалку – в хорошую вещь.


 


Мария Углецова


Газета по киевски