Алюминиевым проектом в этой стране заинтересовался “Суал”.
Вслед за “Русалом” завоевывать заграничные рынки начинает “Суал”. Вчера “Суал” подписал протокол с венесуэльской госкорпорацией Corporacion Venezolana de Guayana о разработке ТЭО строительства глиноземно-алюминиевого комплекса в этой стране. Два года назад похожий протокол подписывал и “Русал”. Но эти переговоры буксуют: “Русал” не хочет строить в Венесуэле алюминиевый завод.
Группа “Суал” и CVG вчера подписали протокол о намерениях по разработке технико-экономического и финансового обоснования (ТЭО) создания промышленного комплекса, включающего бокситовый рудник, глиноземный и алюминиевый заводы. Кроме выпуска первичного алюминия комплекс будет делать и алюминиевую продукцию с более высокой добавленной стоимостью. “Мы отстроили свой бизнес в России. Пора двигаться дальше”, — пояснил “Ведомостям” интерес к проекту в Венесуэле первый вице-президент “Суал-Холдинга” Артем Волынец, подписавший протокол. Кроме запасов бокситов Венесуэла располагает дешевой электроэнергией, заниматься алюминиевым бизнесом там выгодно, отмечает он. Среди других преимуществ проекта Волынец называет близость рынков, в частности рынка США, и то, что конечный продукт из страны удобно транспортировать. На подготовку ТЭО, по мнению Волынца, уйдет около 18 месяцев. Только тогда станут понятны детали проекта и “Суал” примет решение о своем участии в нем.
В отличие от “Русала” “Суал” ранее ограничивался проектами внутри России, отмечает аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев. “Суал” дважды планировал принять участие в международных аукционах, но в последний момент всегда отказывался от этого. В 2005 г. он отказался от борьбы за алюминиевый завод Kombinat Aluminijuma Podgorica в Черногории, а в начале этого года — за лицензию на месторождение бокситов Aurukun в Австралии.
У “Русала” уже есть активы в Гвинее, Гаяне, Нигерии, он владеет 20% акций глиноземного комбината Queensland Alumina в Австралии. Но на этот раз “Суал” может стать конкурентом “Русала”. Ведь “Русал” тоже вел переговоры о строительстве глиноземного комбината в Венесуэле и в 2004 г. подписал протокол о намерениях с той же CVG. Вице-премьер правительства Александр Жуков тогда объявлял, что мощность завода составит 1 млн т, а его стоимость — около $1 млрд. Представитель “Русала” Вера Курочкина говорит, что переговоры с Венесуэлой на этот счет до сих пор ведутся. Но источник, знакомый с позицией венесуэльцев, утверждает, что они пробуксовывают — Венесуэла хочет, чтобы на ее территории появился еще один алюминиевый завод, который производил бы продукцию более высокого передела, а “Русал” на это не согласен. Ранее об этом же рассказывал и источник в “Русале”. Комментарии CVG получить не удалось, а Курочкина говорит, что проблема обсуждается.
Впрочем, места в Венесуэле хватит обеим компаниям, считает представитель НП “Алюминий”. В этой стране добывается около 5,8 млн т бокситов в год при запасах в 350 млн т, поясняет эксперт. Зато препятствием для россиян в Венесуэле могут стать политические риски, считает аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко. Поэтому Нуштаев из “Метрополя” думает, что “Суалу” следует сосредоточиться на незаконченных проектах в России, тем более что на проект в Венесуэле наверняка уйдет более $1 млрд.
Corporacion Venezolana de Guayana (CVG) принадлежит правительству Венесуэлы. Добывает и перерабатывает железную руду, цветные и драгметаллы, алмазы. В год выпускает около 2 млн т алюминия. Группа “Суал” в 2005 г. произвела 2,3 млн т глинозема и 1,05 млн т алюминия. Выручка по МСФО в 2005 г. — $2,7 млрд, EBITDA — почти $600 млн. Владельцы — Виктор Вексельберг, Леонард Блаватник и их партнеры.
Юлия Федоринова
Ведомости, 28.07.2006, №138 (1665)