Земельный мораторий в угоду теневому рынку

Share

Коалиционный договор отодвинул на неопределенный срок разрешение на продажу земель сельхозначения


После ряда заявлений высокопоставленных чиновников о возможной отмене моратория на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения уже в этом году, т.е. до завершения установленного законом срока его действия – 1 января 2007 года – в ситуацию вмешались политики. Новосозданная парламентская коалиция демократических сил заявила о намерении продлить действие моратория до завершения разработки и реализации «необходимого комплекса мероприятий, которые обеспечивают условия функционирования рынка земли».


Некоторые средства информации уже написали о том, что мораторий будет продлен как минимум еще на один год – до 1 января 2008 года. Однако в коалиционном соглашении относительно проведения «комплекса мероприятий» отводится более длительный срок – до 1 января 2009 года. Только и эту дату назвать окончательной для действия моратория на продажу сельхозземель достаточно сложно по нескольким причинам.


Во-первых, участники коалиции только договорились о внесении изменений в Земельный Кодекс Украины (ЗКУ) до 1 декабря 2006 года, где и будет объявлено время «Ч», с которого начнется отсчет функционирования рынка земли в АПК. Но с учетом нынешних политических реалий эксперты затрудняются ответить будет ли это 1 января 2008 или 2009 года, или это будет аж 2012 год – как о том неоднократно заявляли социалисты. Или это будет 1 января 2015 года – на чем твердо настаивают коммунисты, которые, по их же словам, уже подготовили законопроект с соответсвующими изменениями в пункт 15 раздела Х «Переходные положения» ЗКУ. То есть между сторонниками и противниками моратория еще предстоит жесткая борьба в парламенте за звание «самого верного защитника обездоленного крестьянства», которому по-прежнему отводится роль собаки на сене: земля в собственности, но полностью распоряжаться ею запрещено.


Во-вторых, еще неизвестно уложатся ли участники парламентской коалиции в отведенное для себя же время на подготовку и принятие заявленного «комплекса мероприятий» и целого ряда законов. Ведь как оказалось первые три года – с момента вступления в силу ЗКУ (1 января 2002 года) и до конца действия первого моратория на продажу сельхозземель (1 января 2005 года) – парламентарии вместе с чиновниками практически профукали – многие законы и нормативные документы, которые необходимо было принять в дополнение к ЗКУ так и остались в виде проектов. Поэтому возражений против продления срока действия моратория до 2007 года фактически не было – начатый процесс требовал логического завершения. Правда и последующие полтора года, как выясняется, несущественно изменили ситуацию хотя бы в том плане, что выдача крестьянам Государственных актов на право частной собственности на землю до сих пор не завершена. Не говоря уже о принятии таких важных законов как о рынке земель сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, о государственном земельном кадастре, о порядке выкупа земель для общественных нужд, об общегосударственной программе использования и охране земель, о введение единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и т.д.


Теперь же выходит, что новоявленная коалиция планирует всего за два года осуществить то, что не удалось сделать фактически за пять лет: принять все необходимые законы, завершить выдачу госактов, провести полную персонификации собственников и пользователей земельных участков сельхозназначения и выделить их в натуре, создать земельный кадастр, установить границы территориальных единиц, провести денежную оценку земли и т.д. В это мало верится, тем более что и сама-то коалиция может не просуществовать столь длительный срок. В таком случае, как предполагают скептики, вопрос о продлении моратория может либо вообще не рассматриваться, либо будет принята некая запредельная дата его действия, что существенно затормозит развитие украинского АПК, хотя бы в отношении притока инвестиций в аграрный сектор экономики.


Кому выгодно?


Решение земельного вопроса в Украине из сферы экономической давно перешло в сферу политическую. Многие политики (особенного из левого лагеря) просто спекулируют на этой теме, запугивая общественность возможными крестьянскими бунтами, повальным обнищанием и люмпенизацией сельского населения и крахом всей аграрной реформы. Понятно, что если сегодня разрешить полную без каких-либо ограничений продажу земель сельхозназначения – это действительно приведет к массовым нарушениям и скупке земли по бросовым ценам. Но почему-то за прошедшие пять лет те же политики (как левые, так и правые) не сподобились принять необходимые законы, чтобы не только сдвинуть воз земельной реформы с места, но и постараться при этом защитить права крестьян, минимизировав их риски от возможного мошенничества. Как считают некоторые эксперты, ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Теневой рынок сельскохозяйственных земель уже давно и успешно процветает. Эксперты говорят, что фактически более 5 млн га пахоты (особенно вблизи крупных городов и промышленных центров) уже давно не принадлежит крестьянам, у которых земля отчуждалась по определенным схемам и за нее платили гораздо меньше, чем она стоит.


Кстати, официально по существующей нормативной стоимости сегодня 1га пахоты в Украине в среднем оценивается в 10 тыс. грн. Однако большинство специалистов считает, что ее реальная цена как минимум в пять раз выше. Правда, с каждым годом действия моратория земля дешевеет, что на руку крупным частным агрокомпаниям, которые сегодня владеют большими земельными массивами. Официально – на правах аренды, однако точно никто не знает, сколько земельных паев им «завещано», к примеру, крестьянами-пенсионерами, пожелавших «выгодно» продать свою землю и спокойно дожить свои дни, или так и не успевших оформить право собственности на землю, или не имеющих наследников. А ведь таких (т.е. пенсионеров и людей предпенсионного возраста) примерно половина от общего количества жителей сельской местности. Из них около трети не имеет наследников, еще одна треть желает продать землю, которую не в состоянии обрабатывать или получает гроши за ее аренду. Речь идет 5 – 8 млн га потенциально «ничейной» земли, из нынешних 33 млн га наявной пахоты. И чем дольше будет затягиваться процес легализации рынка земли в стране, тем больше будет расти количество «ничейных» паев и снижаться их стоимость. Поэтому хотят или не хотят наши политики, а земля все равно оказывается в руках «теневых» латифундистов и будущих земельных спекулянов, дожидающихся своего времени «Ч», когда можно будет выйти на свет со своей законно приобретенной землей.


Олег Музыченко


Комментарии