Инициативы Министерства экономического развития и торговли России по введению 8%-ной пошлины против импорта труб большого диаметра из всех стран задели за живое крупнейший украинский завод — Харцызский, который является основным иностранным поставщиком на российский рынок. О том, что предприятие собирается предпринимать в связи с угрозой ослабления своих позиций на ключевом рынке, рассказал «ДС» генеральный директор ХТЗ Андрей Шишацкий.ДС — В ближайшее время российское правительство может принять решение о введении пошлин против импорта из всех стран, в том числе Украины. Как сильно может это повлиять на конкурентоспособность труб вашего завода в России?
— Сейчас «Газпром» и «Транснефть», которые являются нашими основными потребителями в России, закупают трубы на тендерной основе в условиях жесткой конкуренции. Введение пошлины, естественно, осложнит наше участие в тендерах. Нужно также отметить, что суммарный размер пошлины на трубы диаметром до 820 мм составит 16,9%, в том числе 8,9% — по результатам антидемпингового расследования касательно импорта труб из Украины и 8% — по результатам специального расследования в отношении поставок этой продукции в Российскую Федерацию. По крайней мере, так трактует Министерство экономического развития и торговли России — пошлины должны быть суммированы. При таком размере ограничения являются уже не защитными, а блокирующими рынок от иностранного производителя.
ДС — Какие действия ХТЗ намерен предпринять для того, чтобы не потерять на российском рынке свои позиции, и считаете ли вы, что импорт наносит России ущерб?
— Считаю, что лучшим выходом для обхода пошлин и других торговых ограничений является вступление ХТЗ в Фонд развития трубной промышленности России, который инициировал расследование против импорта труб большого диаметра. Сейчас мы прорабатываем этот вопрос.
Что касается ущерба, то высокие темпы роста российской трубной отрасли и благоприятная динамика трубного рынка свидетельствуют об отсутствии какой-либо угрозы со стороны зарубежных предприятий. К такому выводу пришли в Министерстве экономразвития по результатам расследования, и именно такое решение планировалось огласить в феврале–марте этого года. Но ситуация внезапно изменилась, и сейчас обсуждается другой проект решения, предусматривающий введение пошлин. Думаю, здесь не обошлось без вмешательства российского трубного лобби.
ДС — Как вы можете охарактеризовать перспективы развития российского рынка, если пошлины все же будут введены?
— Рынок труб большого диаметра РФ уверенно расширяется и в 2006 г. перешагнет рубеж 2 млн тонн. Основную часть растущего спроса обеспечат российские трубники, мощности которых на сегодня полностью загружены. По данным Фонда развития трубной промышленности, в 2006 г. заводы России произведут 1,76 млн тонн данной продукции, или на 33% больше, чем в 2005 г. Ключевым фактором, ограничивающим производство на российских заводах, является дефицит штрипса (трубной заготовки). Именно в связи с этим никакие дополнительные ограничительные меры не приведут к повышению темпов роста российских производителей ТБД. Скорее это только перегреет рынок, и цены поднимутся.
В целом эксперты оценивают минимальный размер потерь российских госмонополий от роста цен после введения импортных пошлин на уровне 300 млн долларов в год. По-моему, эта цифра будет выше, учитывая возможное снижение курсовой стоимости акций «Газпрома», «Транснефти» и «Роснефти» на фондовом рынке. В итоге их прибыль перекочует в частные российские трубные компании, а ее львиная доля осядет в карманах немецких и японских поставщиков штрипса, удельный вес которого в себестоимости труб достигает 80%.
Юрий Еремин