Российский туристический холдинг «Спутник», который не смог защитить гостиницу «Мир» от поглощения группой Приват, начал судебные разбирательства. О конфликте, возникшем в отеле, и о планах холдинга «ДЕЛУ» рассказал Василий Кулько, председатель наблюдательного совета ЗАО «Киевская гостиница «Мир», вице-президент ЗАО «Спутник» (Москва).
– Что происходит с гостиницей «Мир» сейчас?
– Возник конфликт между акционерами и руководством общества, прежде всего, бывшим генеральным директором Алексеем Кушиком, к которому были серьезные претензии по работе. В гостинице ухудшились экономические показатели, не оформлены земельно-правовые отношения. А когда Кушик узнал, что контракт с ним будет прекращен 31 марта, то стал предпринимать меры, чтобы не допустить проведения собрания и любой ценой сохранить за собой должность.
Ни коллектив, ни акционеры, наверное, до сих пор не знают, что директор в нарушение закона продал имущество гостиницы трем структурам, близким к группе «Приват», по явно заниженной цене. Обманули, я думаю, не только нас как акционеров, но и государство, в бюджет которого не поступило порядка $5-7 млн.
– Какие конкретно действия предпринял гендиректор гостиницы?
– Каждый из трех корпусов гостиницы был продан трем структурам группы «Приват». На дату подписания договоров купли-продажи (1 июня. — «ДЕЛО») Кушик не являлся генеральным директором, так как контракт у него закончился 31 марта текущего года. Более того, имелось решение наблюдательного совета гостиницы от 3 марта, запрещающее исполнительному органу общества распоряжаться любым недвижимым имуществом, принадлежащим ЗАО «Киевская гостиница «Мир», независимо от его стоимости (продажу, передачу в управление, в пользование, в аренду на срок свыше одного года, а также распоряжаться каким-либо иным способом).
– Этой сделкой интересовались правоохранительные органы?
– По имеющейся у нас информации, органы прокуратуры сейчас проверяют факты незаконной продажи имущества. Наблюдательный совет также обратился в суд.
– А что именно принадлежало Кушику?
– Бывший гендиректор гостиницы законно владеет только пакетом акций в размере менее 1%, остальные договоры купли-продажи акций (7%) были подписаны, однако не оплачены до сих пор, и законность их приобретения оспорена в суде. Все действия бывшего гендиректора и других лиц, причастных к незаконной продаже имущества, будут оспорены в судебном порядке.
– Почему у вас ранее не позникало подозрений в отношении топ-менеджера?
– Он просто всех обманул. Сначала распускались слухи, что мы хотим продать гостиницу. Работали опытные специалисты. Они знали, как настроить коллектив против акционеров: пообещать определенные блага при продаже акций, «поскольку Москва тоже хочет продать акции, а если она продаст, ваши акции ничего не будут стоить». Люди купились на это. Ведь отношения между Россией и Украиной напряженные, и слух о том, что инвестор решил уйти с этого рынка, звучит вполне правдоподобно.
– Проводилась ли независимая оценка перед продажей?
– Нет. Они просто продали по цене хорошей квартиры весь объект. Цена занижалась также для того, чтобы вписаться в компетенцию исполнительного органа и каким-то образом придать законность совершенным сделкам.
– А вы знаете точную цену продажи?
– Да, она официально прописана в договорах. Цена — примерно $1 млн. за объект, который стоит как минимум $20 млн. То есть уход от налога, как я подчеркнул ранее, минимум 25-30 млн. грн. ущерб государству и самый значительный — акционерам.
– Кому конкретно проданы акции?
– Это подставные фирмы. 1 июня подписаны договоры на продажу трем ООО — «Вилон», «Инкерия», «Озерная» — 16 969 кв. м по официальной цене примерно $70 за кв. м. А потом это имущество перепродано компаниям «Артис» и «Ардена», офисы которых расположены в Днепропетровске.
– Почему гендиректор, который работал у вас много лет, так поступил?
– Потому что он к тому времени уже два месяца как не работал, у него 1 апреля закончился контракт — были соответствующие решения наблюдательного совета. Мы объявили конкурс на замещение вакантной должности генерального директора.
– Сколько акций в «Мире» принадлежит вашей компании?
– У российской стороны более 50%, в том числе свыше 26% — это ЗАО «Спутник» (Москва), 30% — ЗАО «Спутник» (Киев), остальные акции были у частных лиц — членов трудового коллектива. Реестродержатель — главный бухгалтер общества Людмила Тябут. Поэтому акции членов трудового коллектива так легко переходили к руководству общества.
– «Мир» — единственная гостиница, принадлежащая «Спутнику» в Украине?
– Нет, у нас еще две гостиницы есть: «Дружба» в Луганске и «Юность» в Одессе. В принципе все нормально складывалось на всех объектах до этого конфликта в «Мире».
– Насколько большой бизнес у «Спутника» в России?
– Если в целом сказать о «Спутнике», то практически в каждом областном центре есть отель. Таких структур много. Где-то порядка 120 — дочерние предприятия «Спутника» или фирмы с его участием. Это туристические фирмы, туристические центры, пансионаты отдыха.
– Вы как иностранный инвестор считаете Украину до сих пор инвестпривлекательной?
– В настоящее время нет. Каждое новое правительство считает, что предыдущее нарушало законы и старается отменить ранее принятые решения. К сожалению, за последние пять лет мы ни одной гривни не смогли перевести в Россию на свой счет. Получается искусственное принуждение для рефинансирования.
Сложно, допустим, на практике оформить инвестиции в Украину. Нужно открыть инвестиционный счет, перевести деньги, доказать, что ты инвестируешь с хорошими намерениями. Потом надо открыть счет на ценных бумагах, чтобы хранить акции. Затем еще один счет для того, чтобы хранить деньги. Просто чтобы перевести деньги в Украину, оформление необходимых документов у нас заняло около шести месяцев. И сразу попадаем под налоги.
– Какой объем инвестиций с вашей стороны получил за последнее время, например, тот же «Мир»?
– За последние три года — $2 млн. Хотя в ближайшее время дополнительные инвестиции вряд ли возможны.
Анна Денисенко