Бабий Яр: заповедник или стройплощадка?

Share

То, что происходит на месте массовых казней тысяч людей, иначе как бездушным недомыслием не назовешь


При Союзе было не принято много говорить про трагедию Бабьего Яра. О героях – другое дело, а обычные мирные жители, погибшие здесь, на «героев» как-то не тянули. На братской могиле более ста тысяч киевлян разбили парк со спортивными площадками, построили дома, проложили магистраль. Долгое время о случившемся напоминал лишь неприметный камень с надписью. Только в середине 70-х вместо него поставили памятник.


Времена изменились. Памятников стало поболе, и появляются они как грибы после дождя. Но здесь по-прежнему играют в футбол, прогуливаются с колясками, пьют пиво, а потомки людей без веры и лишних предрассудков вырыли станцию метро с подземным базаром…


Осенью – 65-летие этой киевской трагедии. И повод наконец-то решить: Бабий Яр – это парк для прогулок или все-таки место нашей скорби.


Сегодня – слово членам Общественного комитета по увековечению памяти жертв Бабьего Яра. Они считают, что здесь должен быть создан национально-мемориальный комплекс. Что это значит?


Открытым текстом


Городские власти саботируют решение о создании заповедника «Бабий Яр»Мирослав Попович, философ:


– Общественный комитет по увековечению памяти жертв Бабьего Яра был создан для того, чтобы как-то упорядочить происходящее там. Умудрились многое чего понастроить, некоторые вещи вообще нельзя было делать. А метро ведь уже не закроешь…


Подобное массовое убийство – это общеловеческая трагедия. Эту территорию надо объявить национальным заповедником – примерно от улиц Дорогожицкой и Мельникова до Кирилловской церкви. Она должна быть закрыта для всяческих экспериментов. И по поручению президента правительством уже подготовлен проект постановления о создании заповедника «Бабий Яр». Сейчас все зависит от городских властей, которые, фактически, саботируют решение: уже на протяжении нескольких месяцев они не подают никаких предложений по выделению земли под заповедник. Боюсь только, что пока правительство и город соберутся, наконец, решить этот вопрос, будет уже поздно.


Все, что делается в Бабьем Яру, не может носить мононациональный характерСемен Глузман, правозащитник:


– Я не знаю, что там будет – это должно гласно решать все украинское общество, а не какие-нибудь министры, вице-премьеры или несколько активистов, которые присваивают право и считают возможным вещать от всего еврейского населения Украины. Так, в августе этого года группа подобных деятелей собирается заложить здесь камень в основание частного еврейского центра. Но все, что делается в Бабьем Яру, не может носить мононациональный характер, ведь там лежат не только евреи или цыгане.


И, первое – государство должно объявить это заповедной зоной, там нельзя ничего строить и покупать частным образом. А потом, я полагаю, что в Украине достаточно моральных авторитетов, квалифицированных и умных архитекторов, историков, которые предложат достойное решение этого вопроса.


Должно быть принято решение на государственном уровне Тамара Хоменко, директор Музея истории города Киева:


Общественность всегда считала и считает Бабий Яр братской могилой многих народов, должно быть принято решение на государственном уровне – создать здесь историко-культурный заповедник. Нужно прекратить хаотическую застройку мемориальной территории, решить, наконец, вопросы собственности на земельные участки и сооружения.


Газета по-киевски