Москва сворачивает военно-техническое сотрудничество с Киевом. “Проект Ан-70 ведется по техзаданию, составленному в 1984 году, и конца этому не видно”, – заявил вице-премьер и министр обороны Сергей Иванов в среду после переговоров с украинским коллегой Анатолием Гриценко в Баку на встрече министров обороны СНГ. “Что будет дальше – посмотрим. По этой теме будет сделано отдельное заявление”, – продолжил он. Таким образом Иванов дал четкий и недвусмысленный сигнал для Киева. Скорее всего Москва говорит не только о закрытии этого проекта, но, видимо, и о сворачивании всего военно-технического сотрудничества с Украиной. А это – ответ на желание украинских властей вступить в НАТО.
Проект самолета Ан-70 считался одним из стратегических направлений российско-украинского сотрудничества, о его важности и перспективности неоднократно говорили президенты Владимир Путин и Леонид Кучма. Но с приходом к власти администрации Виктора Ющенко, провозгласившего путь Украины в НАТО, судьба Ан-70 и многих других военных проектов оказалась предопределена. В декабре прошлого года Сергей Иванов заявил: “Россию не могут не беспокоить намерения Киева стать членом НАТО”. И дал понять: это прежде всего скажется на разрыве кооперационных связей в сфере ВПК. В этом случае, предрек министр, украинские оборонные предприятия “рано или поздно, извините, просто загнутся, со всеми вытекающими отсюда последствиями”.
– Выход из проекта Ан-70 – далеко не первый, но знаковый пример сворачивания сотрудничества с Украиной, – заявил “Известиям” профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. – Это болезненно для обеих сторон и обернется дополнительными расходами. Но в том-то и дело, что мы сознательно и намеренно разрываем отношения. Военно-промышленный комплекс – составляющая национальной безопасности, которая не должна зависеть от настроений в НАТО.
В наследство от СССР Украине досталась почти треть всего научно-производственного потенциала некогда единого военно-промышленного комплекса страны. По некоторым оценкам, 70% украинской промышленности. Благодаря этому Киев в короткие сроки стал одним из самых заметных игроков на мировом рынке вооружений. Но Украина не имеет замкнутых циклов производства оружия и испытывает зависимость от поставок комплектующих из России. Москва также связана с Киевом. Глава госкомпании “Рособоронэкспорт” Сергей Чемезов подтвердил, что в некоторых случаях поставки с Украины комплектующих необходимы, но каков их объем – точно назвать не смог. Эксперты считают, что в зависимости от конкретных направлений – 40-80%. В 2005 году от торговли оружием Киев получил около $680 млн., причем из них около $200 млн. принесло сотрудничество с Москвой.
Киев традиционно поставлял оборудование и авиационное вооружение для российских истребителей Су-30МКИ и Су-30МКК, идущих на экспорт в Индию и Китай. Но если в производстве самолета Су-27 для Пекина в начале 90-х годов, как говорит директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак, участвовали 44 украинских предприятия, то в производстве Су-30МКК их количество сократилось до 14, а в лицензионном производстве Су-30МКИ для Дели участвуют только 2. В последние годы российские производители все чаще находят возможности изготовления аналогичных комплектующих своими силами. Отказ от украинских комплектующих происходит даже в тех случаях, когда собственное производство дороже, а качество их изготовления сомнительно, утверждает эксперт. Некоторые узлы и механизмы Россия будет производить самостоятельно через 2-3 года, а самые сложные – через 8-10 лет.
– Ненормально, когда головки самонаведения для наших ракет или газотурбинные установки для кораблей ВМФ производятся в другом государстве, – считает глава НПО “Сатурн” Юрий Ласточкин. – Надо поддерживать собственное производство. Это не только высокие технологии, но и налоги, и зарплата для наших граждан.
Эксперты уверены: документ о членстве Киева в НАТО станет некрологом для украинского ВПК. Оборонные предприятия стран Восточной Европы это уже прошли. Многие из них закрылись. У Москвы нет иного выхода. В стратегических областях нам необходимо быть независимыми от настроений в украинской политике. Очевидно, что перспективные вооружения Россия намерена производить без участия Киева, считает Вадим Козюлин. Украине же придется искать себе партнеров по созданию нового оружия в странах третьего мира либо стать сборочным цехом для вооружений стран НАТО. Но наиболее вероятен третий сценарий: уцелевшая оборонная промышленность страны станет “автосервисом” для старой советской техники, разбросанной по миру.
В чем проблема с Ан-70?
Главным противником Ан-70 выступил главком ВВС Владимир Михайлов. В своих оценках генерал прям: самолет имеет крайне низкий уровень надежности. В ходе проведения первого этапа госиспытаний на опытном самолете было выявлено 382 недостатка, из них 95 требующих незамедлительного устранения. Но до сегодняшнего дня 51 из них так и не устранен. В их числе – 5 связанных с газодинамической устойчивостью двигателя, непосредственно влияющих на безопасность полетов.
Устранение этих замечаний привело к еще одной проблеме – самолет вышел за первоначально определенные характеристики: высотно-скоростных, грузоподъемных, да и возможность базирования не соответствуют выданному ВВС заданию. К тому же антоновский самолет перешел из категории “среднего” военно-транспортного в “тяжелый” класс и оказался в одной нише с российским Ил-76МФ. Не устраивает военных и то, что по топливной экономичности машина находится на уровне морально устаревшего самолета Ан-12, что уступает мировому уровню самолетостроения в 1.5-2 раза.
Дмитрий Литовкин
[«Финансовые известия», 03.06.2006]