Абрамов понял правильно

Share

Из российской прессы вчера стало известно, что лояльный к Кремлю Роман Абрамович собирается приобрести около 40% акций «Евраза» у Александра Абрамова и Александра Фролова. Эта информация стала логическим завершением целой череды неприятностей, с которыми около полугода сталкиваются предприятия группы. В России продолжается процесс перехода стратегических отраслей под контроль провластных алегархов.


Как пишет газета «Ведомости», Роман Абрамович сделал предложение купить «Евраз» еще в конце прошлого года. В результате сделки, сумма которой оценивается в $3 млрд., компания Millhouse Capital (владеет всеми активами губернатора Чукотки) станет собственником примерно 40% акций «Евраза». Прошлогоднее предложение таинственным образом совпало с общеизвестным фактом: основной акционер компании с 1 января 2006 г. покинул должности ее президента и председателя правления. Посты заняли соответственно украинец Валерий Хорошковский и второй крупнейший акционер группы — Александр Фролов. Г-н Абрамов скромно остался членом совета директоров, что аналитики первоначально расценили как желание отдохнуть после долгих лет непосредственного управления активами.


Однако потом наблюдатели предположили, что все несколько сложнее, и что данные перестановки связаны не просто с требованиями к компаниям, которые проводят IPO. В частности, в ноябре-декабре 2005 г. Счетная палата России проверяла три базовых предприятия «Евраза»: Нижнетагильский, Западно-Сибирский и Новокузнецкий металлургические комбинаты. По итогам аудиторской проверки стало известно, что компания недоплатила за 2004 г. и девять месяцев 2005 г. в государственный бюджет 2,37 млрд. руб. ($82,3 млн.). Как утверждали аудиторы Счетной палаты, группа минимизировала налоги за счет использования оффшорных схем и подставных фирм.


И хотя «Евраз» никогда не скрывал, что использует подобные схемы, и менеджмент холдинга даже объявлял о возможности налоговых претензий перед IPO на Лондонской бирже, разворачивающиеся события очень сильно напоминали историю с ЮКОСом. Как рассказывали «Эі» в частных беседах бизнесмены, знакомые с ситуацией в России, тамошнее государство могло сделать из Абрамова второго Ходорковского. В дальнейшем российские налоговики признали, что причиной этой ситуации стало несовершенное законодательство, которое позволяет минимизировать налогообложение.


Впрочем, первая ласточка не стала последней. В конце марта текущего года стало известно, что с осени 2005 г. предприятия группы проверяло еще одно ведомство — Росприроднадзор. Чиновники обнаружили, что отдельные комбинаты группы превысили допустимый размер сбросов вредных веществ в близлежащие реки, и вообще нарушают целый ряд положений Водного кодекса. Как итог, предприятиям Абрамова и партнеров грозили штраф и возможность лишения лицензии на водопользование, что привело бы к остановке производства.


10 мая 2006 г. управление Федерального агентства водных ресурсов начало процедуру аннулирования лицензий на водопользование, выданных ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат» и ООО «Евро-Азиатская энергетическая компания». Нетрудно предположить, что после официального объявления о вхождении Романа Абрамовича в состав акционеров «Евраза» виновники нарушения водного законодательства уплатят штраф, но дальнейшие претензии к предприятиям прекратятся.


При таких обстоятельствах готовящееся слияние «Северстали» с Arcelor на первый взгляд можно расценить как «ход конем» Алексея Мордашова, которого, по мнению экспертов, могла постигнуть та же участь. Если сделка состоится, он продаст все свои активы европейцам, а взамен станет крупнейшим мажоритарным акционером объединенной компании. Однако сложно представить, что это слияние было инициировано без определенных консультаций в Кремле.


События вокруг «Евраза» вполне логично ложатся в канву общей политики российского государства, которое стремится возвращать стратегические отрасли — судостроение, энергетическое машиностроение, автомобилестроение, металлургию и многие другие — под свой контроль. До недавних пор собирателем металлургических активов в России для государства считался близкий к «Газпрому» олигарх Алишер Усманов. Однако возвращение Романа Абрамовича в бизнес ГМК и появление слухов, что он может сделать предложение, «от которого нельзя отказаться», самому г-ну Усманову, показывает, что не все так однозначно в государственной машине России. К слову, г-н Усманов пытался выступать собирателем горнорудных активов в Украине. Теперь, возможно, и эта роль отойдет к г-ну Абрамовичу.


Роман Тополюк


 


Экономические известия, №.92 (299) от 30 Мая 2006 г.