Мечты Министерства юстиции сбылись.
Правительство отдало ему функцию регистрации прав собственности на землю, которую ранее выполнял Государственный комитет по земельным ресурсам (Госкомзем).
Особо уполномоченный
Таким образом Кабмин сосредоточил единую систему регистрации прав собственности на все виды недвижимого имущества и их ограничений в руках министерства. В то же время многие юристы утверждают, что правительство тем самым превысило свои полномочия, и сомневаются, что Минюсту удастся за короткое время обеспечить начало работы соответствующего Государственного реестра прав.
Как рассказал министр юстиции Сергей Головатый, впервые предложение о сосредоточении указанных функций в Минюсте он внес 10 лет назад. «И хотя Закон «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» был принят два года назад, лишь это решение правительства позволяет приступить к практической реализации работы», – отметил он.
Действительно, закон, принятый 1 июля 2004 г., не позволял Минюсту «развернуться». Документ учредил Государственный реестр прав на недвижимое имущество и их ограничений, а полномочия по формированию и функционированию реестра закрепил за Госкомземом. При этом, согласно п. 5 заключительных положений закона, регистрация объектов недвижимости отнесена к компетенции предприятий БТИ до момента создания единой системы органов регистрации прав и формирования реестра в составе государственного земельного кадастра. «Следовательно, Минюст в настоящее время ведет реестр прав собственности на недвижимое имущество лишь временно, – пояснил президент АФ «Грамацкий и партнеры» Эрнест Грамацкий. – Таким образом, следует заключить, что единственным основанием для передачи упомянутых полномочий Госкомзема Минюсту является внесение соответствующих изменений в закон».
Инна Завальная: полномочия Минюста в сфере регистрации прав на недвижимое имущество должны определяться законом
Эту точку зрения подтвердила директор департамента гражданского законодательства и предпринимательства Министерства юстиции Инна Завальная. Она считает, что изменения необходимо вносить именно в закон и определить ими Минюст как орган, уполномоченный осуществлять госрегистрацию прав на недвижимое имущество. «Также нужно предусмотреть создание этой системы на базе материально-технического потенциала и опыта как нашего министерства, так и БТИ. То есть создание реестра должно происходить на базе БТИ в системе органов юстиции», – отметила представитель министерства.
Однако г-н Головатый смотрит на ситуацию более оптимистично. Он считает, что полномочий правительство не превысило, а сам Минюст обладает достаточными ресурсами для реализации этого проекта. «Нам не нужно ни единой копейки из бюджета. У нас вся база информационная, ресурсная. У нас все есть. Надо лишь вместе с Госкомземом технически обеспечить запуск нового реестра», – подчеркнул министр. И добавил, что с поставленной задачей министерство попытается справиться до конца года.
Минюст попытается «запустить» Государственный реестр прав на недвижимое имущество и их ограничений уже до конца года
В этом министра поддерживает партнер ЮФ «Шевченко, Дидковский и партнеры» Вадим Самойленко. «Минюст уже довольно долго и профессионально ведет ряд реестров, включая несколько реестров обременений различного имущества и, следовательно, имеет необходимый опыт и техническую базу. Централизация ведения различных реестров в Минюсте оправдана и эффективна», – заявил он.
Эрнест Грамацкий в такие радужные перспективы не верит. «Весьма сомнительно представляется возможность обеспечения Минюстом начала работы Государственного реестра прав до конца года. Как известно, Госкомзем безуспешно пытался справиться с аналогичной задачей на протяжении более чем полутора лет», – заметил он. По мнению юриста, в этой сфере существует еще много проблем, без разрешения которых перспективы практической реализации реформы видятся туманными. «К ним относятся информационная, техническая и финансовая неготовность ведения Государственного реестра прав, отсутствие соответствующего квалифицированного персонала, управленческого опыта в этой отрасли, а также бюрократическая волокита», – подытожил он.
Ольга Мищенко