“Лаборатория идей” для развития транспорта

Share

Вчера в Дублине состоялось 90-е заседание Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ) по вопросу развития этой структуры. Как отметил в своем выступлении министр транспорта России Игорь Левитин, одним из ключевых вопросов, включенных в повестку дня нынешней сессии ЕКМТ, стал итоговый доклад Группы высокого уровня (ГВУ) по будущим направлениям ЕКМТ. Напомним, что решение о создании Группы высокого уровня, которая к заседанию в Дублине должна была представить предложения по реформированию ЕКМТ, было принято на 89-й сессии ЕКМТ в Москве в мае прошлого года.


 


Глава российского транспортного ведомства подчеркнул, что “Группа высокого уровня за прошедший год проделала впечатляющую работу. Представители Министерства транспорта РФ активно участвовали в работе ГВУ и стремились содействовать тому, чтобы принятое решение было понятным, а главное приемлемым для всех”. По оценке И.Левитина, Группе удалось достичь общего понимания по таким существенным вопросам, как постоянное место проведения Форумов и дата первой встречи в новом формате. Определены судьба и круг решаемых задач для вспомогательных органов ЕКМТ. “Мы сохраняем европейскую природу ЕКМТ и определяем, кто в дальнейшем будет заниматься управлением контингентом многосторонних разрешений ЕКМТ”, отметил он.


 


Однако было отмечено, что имеются вопросы, по которым еще нет четкого понимания и согласия. Во время Московской сессии ЕКМТ все участники согласились, что Конференции, как организации, необходимо превратиться в “лабораторию идей” и “платформу для предварительных переговоров”. “В то время как мы заявляем, что не создаем новую организацию, проект Декларации свидетельствует о том, что мы “учреждаем новый Международный транспортный форум” и наделяем его при этом всеми атрибутами организации, например, такими как членство, бюджет, правами и обязательствами, в том числе финансовыми, его членов”, отметил И.Левитин.


 


Сегодня предлагается два варианта развития структуры – создание новой Международной конференции министров транспорта или – этот вариант был поддержан И. Левитиным – двигаться в направлении так называемого “Транспортного Давоса” как организационной формы проведения ежегодных встреч.


 


Так же И. Левитин обратил внимание на отсутствие четкого понимания относительно роли, места и состава участников создаваемого Транспортного управляющего совета (Transport Management Board). По его словам, было бы логично, если бы это был орган или своего рода “Совет мудрецов”, представляющий интересы ЕКМТ в процессе подготовки ежегодных встреч в рамках Международного транспортного форума. И в этом случае Группа высокого уровня могла бы быть базой для его формирования.


Важно определить и дальнейшую судьбу Комитета заместителей. Отметим, что еще в Протоколе 1953 года он обозначен (наряду с Советом министров) в качестве составной части Европейской конференции министров транспорта. Комитету отводится важная роль в подготовке министерских встреч. Как считает Игорь Левитин, сохранение Комитета заместителей важно и потому, что будет обеспечена преемственность в решении чисто европейских вопросов, включая управление контингентом многосторонних разрешений ЕКМТ.


 


Ввиду того, что ГВУ проделала большой объем работы и повысила степень понимания существующих проблем на пути реформирования ЕКМТ, министр транспорта предложил членам этой Группы “прояснить и найти приемлемые решения по ряду непростых вопросов, в том числе о юридическом статусе, если таковой должен быть, Международного транспортного форума”.


 


Российская сторона по-прежнему придерживается той точки зрения, что Международный транспортный форум – это ежегодное международное мероприятие, в котором участвуют все, кто причастен или проявляет интерес к глобальным транспортным проблемам. В этой связи И.Левитин предложил учредить Международный транспортный форум как партнерство между теми, кто заинтересован в устойчивом развитии транспортного комплекса и адекватном восприятии его деятельности общественным мнением. Такая трактовка позволит мероприятию обрести форму государственно-частного сотрудничества, привлекая общественных и политических деятелей, бизнесменов и ученых.


 


В свою очередь, по словам И. Левитина, ведущую роль в данном партнерстве может играть обновленная ЕКМТ, которая в своей работе будет ориентироваться на глобальные подходы и решение концептуальных проблем.


General Electric переехала дорогу “Трансмашхолдингу”


18/05/2006 (11:17) [ Коммерсантъ ]


Американская корпорация General Electric (GE) объявила о начале строительства в Казахстане завода, который будет выпускать 100-150 железнодорожных локомотивов в год. Это предприятие составит прямую конкуренцию аналогичному казахскому проекту российского “Трансмашхолдинга” (ТМХ). Более того, продукция GE в конечном итоге может попасть и на российский рынок, который сегодня монополизирован ТМХ.


 


Как сообщили в GE, компания договорилась с правительством Казахстана о строительстве под Астаной завода по выпуску локомотивов, который будет введен в строй в 2008 году. “После выхода на проектную мощность он ежегодно сможет производить от 100 до 150 локомотивов GE серии Evolution для последующей эксплуатации в масштабах СНГ,– поясняют в GE.– Новые локомотивы призваны удовлетворить потребности национальной железнодорожной компании Казахстана в перевозках рекордных объемов промышленных грузов, обусловленных повышенным спросом на транзитные интермодальные перевозки и транспортировку нефтепродуктов”.


 


В компании подчеркивают, что проект поддержан казахскими властями на высшем уровне. В церемонии закладки первого камня на стройплощадке будущего завода, состоявшейся во вторник, приняли участие премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов и посол США в стране Джон Ордуэй. Специальное послание к мероприятию прислал и министр торговли США Карлос Гутьеррес, отметивший, что “торгово-экономические отношения между нашими двумя странами приобретают все более динамичный характер”.


 


Между тем еще несколько месяцев назад господин Ахметов публично поддерживал планы по созданию в стране локомотивостроительного завода ЗАО “Трансмашхолдинг” (см. Ъ от 21 февраля). По данным Ъ, ТМХ рассчитывает выпускать в Казахстане электровозы, тепловозы и пассажирские вагоны. Как уточнили в ТМХ, он собирается учредить СП с казахской стороной; в настоящее время заканчивается разработка проектно-сметной документации завода в Павлодаре. Завершить создание сборочных производств планируется уже в четвертом квартале, а к концу года выпустить первые тепловозы. В ТМХ вчера отказались комментировать планы GE, подчеркнув лишь, что старт российского предприятия состоится на год раньше американского и что казахские железные дороги (“Казахстан Темир Жолы”, КТЖ) пока не объявляли о заключении с GE эксклюзивных контрактов.


 


GE, в свою очередь, приводит следующее заявление президента КТЖ Ерлана Атамкулова: “Локомотивы, модернизированные по технологии GE, отличаются повышенной надежностью и экономичностью. Они играют очень важную роль в условиях продолжающегося экономического роста в Казахстане. При этом с началом эксплуатации локомотивов GE серии Evolution компания КТЖ станет законодателем самых современных технологических стандартов в железнодорожной отрасли на всей территории СНГ”.


 


Местные эксперты уверены, что американцам удалось перейти дорогу ТМХ. По словам участников отрасли, GE предложила почти такие же условия, что и россияне,– СП, в котором 40% будет принадлежать Казахстану, но американская компания готова вложить в новое предприятие больше средств, чем российская. “Россияне заявили о своем желании создать СП лишь в начале нынешнего года,– поясняет председатель Ассоциации перевозчиков и операторов вагонов Казахстана Нигматжан Исингарин.– Видимо, ТМХ надо было активнее и методичнее проводить работу по завоеванию рынка Казахстана – привезти локомотивы, создать сервис-центры, показать машины в работе. А затем претендовать на большие контракты”.


 


Кроме того, железнодорожники Казахстана считают, что даже 100-150 локомотивов в год, заявленных GE (ТМХ говорит о выпуске в Казахстане “нескольких десятков” локомотивов, а в России в 2005 году произвел 48 магистральных тепловозов), для внутреннего потребления страны много и машины, адаптированные к железным дорогам бывшего СССР, наверняка будут активно продвигаться в других странах СНГ, в том числе в России.


 


Отметим, что стратегия обновления парка КТЖ и других железнодорожных компаний СНГ может в ближайшее время несколько измениться. По данным Ъ, в рамках конференции “Стратегическое партнерство 1520”, которая начнется сегодня в Сочи, железные дороги стран СНГ по инициативе ОАО “Российские железные дороги” (РЖД) подпишут соглашение о единых принципах закупки подвижного состава. Традиционно ОАО РЖД поддерживает отечественных машиностроителей. Однако появление на рынке продукции GE может избавить железнодорожников от монополии одного производителя в лице ТМХ.


 


Рената Ямбаева, Андрей Сидоров


 


[«Коммерсант.ru». 18.05.2006]