Василий Гладких: “Ни у кого в подтанцовке я не был и не буду…”

Share


В последнее время в ряде средств массовой информации появились заметки о якобы существовании постановления Кабмина относительно освобождения с занимаемой должности главного железнодорожника Украины. Их уже опроверг пресс-секретарь премьера, а теперь и сам гендиректор “Укрзалізниці” Василий Гладких, вернувшись из Таллинна, где он участвовал в 43-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств — участников СНГ…


 


Василий Иванович, слухи о вашей отставке совпали с заявлениями менеджеров “Экспресс-банка”, что вывод оттуда “зарплатных” счетов чуть ли не разорит банк. Это как-то связано?


 


— Насчет отставки хочу сразу заметить: некоторым политическим силам и финансовым группам хочется, чтобы я ушел. Но чем больше говорят о моей отставке, тем стабильнее работает железная дорога. Ни у кого в подтанцовке я не был и не буду, никаких заявлений не писал, пока вижу, что Президент и железнодорожники мне доверяют, собираюсь работать в полную силу.


 


Что касается банка, то до 2005 года это было наше финансовое учреждение. Теперь контрольный пакет акций перешел в частные руки, и никаких преимуществ перед другими банками у него нет. “Укрзалізниця” — очень привлекательный клиент, все хотят с нами работать, и мы имеем возможность выбирать партнеров исходя их того, кто предлагает лучшие условия. “Экспресс-банк” не имеет достаточной сети банкоматов, чтобы обслуживать наши зарплатные проекты. Это создает неудобства для железнодорожников, которые, скажем, во Львове должны ехать только в одно депо, где есть банкомат, а в райцентрах вообще не могут данной услугой воспользоваться. Поэтому наши люди будут обслуживаться там, где смогут без проблем пользоваться банкоматом, получат право на кредит и так далее. К тому же в марте, из-за того что “Экспресс-банк” не справился, перечисленная вовремя на счета банка зарплата была выплачена с задержкой. Разве это выгодные условия сотрудничества?


 


В Украине самые низкие среди стран СНГ тарифные нагрузки при пассажирских перевозках. Что-то в этой сфере будет меняться?


 


— Смотрите: в России тариф на проезд в купейном вагоне вдвое выше, чем в Украине, в Европе — в 6 раз выше. Хотя цены на энергоносители уже сравнялись. По товарным перевозкам то же самое: “Укрзалізниця” обеспечивает 89% грузооборота по тарифам в 4—7 ниже, чем в Европе. Меня беспокоит, что Минфин и Минэкономики не воспринимают наши аргументы, от чего потери несет государство, а также блокируется утверждение финансового плана “Укрзалізниці” на нынешний год. Не понимаю, почему в части тарифов прислушиваются к металлургическому комплексу, который почти полностью находится в частных руках, игнорируя интересы государственной железной дороги.


 


Продолжая тему: планирует ли “Укрзалізниця” повышать стоимость пассажирских перевозок?


 


— Этот документ запущен, согласован с Минтрансом и будет постепенно реализован начиная с 1 июня 2006 года. Иного выхода нет: у нас 2,4 млрд. грн. убытка по пассажирским перевозкам. Мы всегда несли социальную нагрузку, дотируя билеты, но железная дорога — такой же хозяйственный субъект, как и все остальные. И чтобы ездить в красивых вагонах, нужно на их покупку зарабатывать, поскольку бюджет нам средств не дает, хотя это и положено по закону…


 


Ваше отношение к идее приватизации железной дороги?


 


— Сугубо отрицательное. Англия уже попробовала и теперь выкупает дорогу обратно. Вместе с тем я сторонник акционирования “Укрзалізниці” при сохранении 100% акций в собственности государства. Это облегчит нашу хозяйственную деятельность. Например, сейчас мы как госпредприятие, согласно новым законам и нормативным актам Кабмина, должны проводить госзакупки через тендер, предполагающий процедуру дольше месяца. А если у российского пассажирского состава ломается колесная пара, которую нужно ремонтировать “вне плана”? Есть время на тендер? Нет. Я считаю, что, учитывая специфику железной дороги, Кабмин и парламент должны принять особые условия для нас в этой сфере.


 


Какие планы на будущее?


 


— За 4 месяца нынешнего года много было сделано и для пассажиров, и для железнодорожников. Привели в порядок больницы в Знаменке и Киеве, открыли в Одессе. Если за 15 лет было закуплено 100 вагонов, то за последнее полугодие — 61 вагон. В этом году закупим около 5000 грузовых вагонов. Разрабатывается программа развития железной дороги до 2017 года, перевод ее до 2007 года на электричество, что позволит сократить расходы на дизель в несколько раз. Развиваем программу скоростного движения, скажем, в Крымском направлении. Повышаем эффективность работы инспекции по контролю за качеством обслуживания. И это только часть тех планов, которые мы будем воплощать в жизнь…


 


Наталья Степанова


 


[«Киевский телеграф», №15 14-20.04.2006]