Мечта израильского бизнесмена

Share

Совладелец группы «Приват» Игорь Коломойский ищет управу на конкурентов у американского суда. С его помощью бизнесмен надеется вернуть якобы утраченный миллиард долларов прибыли, помешать продаже Укрсоцбанка иностранцам и напомнить правительству о необходимости реприватизировать Никопольский завод ферросплавов.


Офшорные компании, близкие к финансово-промышленной группе «Приват», подали иск о защите интересов в окружной суд американского штата Массачусетс. Ответчиками по делу названы корпорация «Интерпайп», ее владелец предприниматель Виктор Пинчук, российские бизнесмены Виктор Вексельберг (компания «Ренова») и Александр Абрамов («Евразхолдинг), а также несколько связанных с ними структур. Центральное место в иске занимает тема взятки в размере пятидесяти миллионов долларов, которую, по данным Игоря Коломойского, правительственным чиновникам преподнесли Пинчук сотоварищи. Взамен им якобы было обещано остановить процесс возврата Никопольского завода ферросплавов (НЗФ) в госсобственность. Поскольку имя того, кто получил взятку, в иске прямо не указывается, того, кому она была вручена принялись искать в Кабинете министров , для чего инициировали внутреннее расследование.


Кроме того, в исковом заявлении подробно описывается схема выведения средств с НЗФ в пользу структур Виктора Пинчука. По мнению заявителей, офшорные компании Allied Steelex, Travis и сам «Интерпайп» в 2002–2005 годах, являясь трейдерами НЗФ, продавали заводу сырье по завышенной цене, а конечную продукцию покупали по заниженной. К тому же собственник предприятия использовал невыгодные для НЗФ давальческие схемы работы. Группа «Приват», которая является миноритарным акционером ферросплавного завода, требует компенсировать убытки и потерянную прибыль. По словам адвокатов, нанятых структурами «Привата», общий размер претензий приближается к миллиарду долларов.


Главное — вовремя


Украинский бизнесмен с израильским гражданством Игорь Коломойский не сообщил ничего нового. О мошеннических схемах на Никопольском заводе ферросплавов в «Привате» говорят с тех пор, как предприятие отказалось закупать марганцевую руду у комбинатов, принадлежащих днепропетровской группе, и перешло на импорт сырья из-за рубежа. А о взятке в пятьдесят миллионов долларов Коломойский заявлял еще в августе прошлого года, прямо обвиняя в ее получении бывшего секретаря Совета национальной безопасности Петра Порошенко. Однако никаких внутренних правительственных расследований тогда не последовало. Соответствующие иски не были поданы в украинские суды, хотя могли бы послужить хорошим подспорьем для эскалации коррупционного скандала в правительстве осенью 2005-го.


По мнению наблюдателей, обращение к американскому правосудию преследует несколько задач. Первая — политическая. В преддверии формирования парламентской коалиции лидер БЮТ Юлия Тимошенко (ей приписывают лоббирование интересов Игоря Коломойского) лишний раз хочет напомнить партнерам из «Нашей Украины» о пагубном влиянии коррупции на рейтинг партии — именно коррупционный скандал во многом способствовал провальному результату «Нашей Украины» на парламентских выборах. Те двадцать процентов влиятельных людей в «Нашей Украине», которые, по словам бывшего премьера, ратуют за коалицию с Партией регионов — это прежде всего бизнес-крыло партии во главе с Петром Порошенко. Именно по нему бьет тема взяточничества и само упоминание его причастности к разборкам вокруг Никопольского ферросплавного завода. Повторная дискредитация бывшего секретаря СНБО в глазах президента может сыграть решающую роль в выборе Народным союзом «Наша Украина» партнера по коалиции в Верховной Раде.


И все-таки политика играет здесь вторичную роль. Несколько месяцев, в течение которых Юлия Тимошенко возглавляла правительство, так и не дали группе «Приват» ощутимых преимуществ, кроме неприкосновенности активов этой ФПГ в процессе реприватизации. Никопольский завод ферросплавов так и не вернулся в государственную собственность, а «приватовские» менеджеры не смогли попасть на предприятие. Актуальность темы НЗФ для «Привата» не исчезала ни на минуту. Достаточно сказать, что, начиная с июня прошлого года, группа инициировала еженедельные собрания акционеров завода. Фонд госимущества до сих пор не получил акции предприятия от их хранителя — Укрсоцбанка. Дело НЗФ застопорилось из-за судебной коллизии с регистраторами завода, выход из которой без политического решения на самом высоком уровне вряд ли возможен.


При этом перед «Приватом» стоит сложная задача. С одной стороны, необходимо отобрать завод у «Интерпайпа», с другой — воспрепятствовать его продаже на открытом конкурсе. Не факт, что «Приват» сможет успешно конкурировать с другими претендентами на предприятие, тем же «Интерпайпом», «Реновой» или «Евразхолдингом». Боле того, владение акциями НЗФ грозит «Привату» проблемами с антимонопольными органами. Группа не только контролирует два ферросплавных завода из трех — Запорожский и Стахановский, ей также принадлежат единственные в Украине производители сырья для них — Орджоникидзевский и Марганецкий горно-обогатительные комбинаты. Другое дело — оперативный контроль над предприятием через менеджмент при полном попустительстве государства. В пользу такого утверждения свидетельствует продажа половины принадлежащего «Привату» 26-процентного пакета акций НЗФ российскому бизнесмену Дмитрию Босову.


Однако у «Привата» есть еще одна цель.


Цель номер один


Несмотря на то что все четыре десятка страниц иска посвящены теме НЗФ, по мнению экспертов и компании «Интерпайп», ключевое слово в нем — «Укрсоцбанк». Удар по репутации финучреждения смог бы увеличить риски его покупки зарубежными покупателями. В мае завершается сделка по приобретению «Укрсоцбанка» итальянским Banca Intesa. Это третья крупная покупка иностранных банкиров в Украине: до этого австрийский Raiffeisenbank купил «Аваль», а французский BNP Paribas — УкрСиббанк. Тенденция входа на украинский рынок иностранного капитала не может не беспокоить лидера — ПриватБанк, который является ключевым активом одноименной финансово-промышленной группы. Покупка Укрсоцбанка крайне невыгодна «Привату»: если нерезиденты начнут привлекать дешевые европейские ресурсы, кредитные и депозитные ставки придется снижать в ущерб собственной рентабельности. По некоторым данным, в иске Игоря Коломойского в американский суд утверждается, что деньги, выведенные с Никопольского завода ферросплавов, отмывались через Укрсоцбанк.


Подтверждение этих фактов может отпугнуть итальянских покупателей, а сделка если не сорвется, то надолго отложится. По мнению специалистов, шансов выиграть это дело в американском суде практически нет. Иск апеллирует к нормам закона Соединенных Штатов о коррумпированных и связанных с рэкетом организациях (RICO), согласно которым размер компенсации может быть утроен. По мнению юридической компании Marks&Sokolov, представляющей интересы Игоря Коломойского, подача иска в суд США объясняется тем, что двое из ответчиков (кроме Пинчука там фигурируют имена его партнеров) — американские граждане Джерри Маргулис и Александр Новак, а россиянин Виктор Вексельберг постоянно проживает в Нью-Йорке. Упоминание в иске имен Абрамова и Вексельберга тоже не случайно. Несмотря на то что сделка о покупке у «Интерпайпа» 74% акций НЗФ «Реновой» и «Евразхолдингом» сорвалась, присутствие в деле этих персонажей придает инциденту международный характер. Россияне через Пинчука снова вмешиваются во внутренние дела Украины. Это вызывает стопроцентную аллергию в украинском обществе, на чем и играет Коломойский, считают в «Интерпайпе». Статистика рассмотрения подобных дел в американских судах говорит о том, что большая часть исков отклоняется из-за того, что дела находятся вне юрисдикции американского правосудия. Например, окружной суд Уилмингтона (штат Делавэр) не стал рассматривать иск российского предпринимателя Джалола Хайдарова на 500 млн долларов к «Евразхолдингу» и Олегу Дерипаске, а также другим структурам о незаконном захвате Качканарского ГОКа. Тогда интересы Хайдарова также представляла компания Marks & Sokolov. Однако на этот раз адвокаты выбрали более подходящее место для рассмотрения дела. По сведениям агентства «РБК-Украина», один из трех адвокатов истцов Марк Робинсон раньше заведовал канцелярией бывшего губернатора Массачусетса, а его коллега Дональд Стерн в прошлом занимал должность массачусетского федерального прокурора.


Однако даже если иск будет принят к рассмотрению, на процесс уйдут месяцы, а то и годы. «Сам факт подачи иска в американский суд говорит о том, что заявители не преследуют цель установить истину и защитить какое-либо нарушенное право. Предъявленные обвинения — это правоотношения, которые регулируются украинским законодательством. Думаю, это один из элементов черного PR, направленный на ведение некорректной конкуренции», — считает партнер юридической фирмы «Магистр & Партнеры» Алексей Резников.


Эксперты уверены, что иск не сможет повлиять на процедуры, связанные с возвратом НЗФ в госсобственность. То, что предприятие у Виктора Пинчука отберут, сомнений не вызывает. Вариант возможной парламентской коалиции не сыграет здесь никакой роли: даже если партнером «Нашей Украины» станет Партия регионов, ее члены едва ли кинутся на защиту родственника человека, который, по мнению регионалов, бросил их кандидата в президенты в самый ответственный момент событий на Майдане. Куда сложнее дело обстоит с Укрсоцбанком: «Интерпайпу» лишний раз придется убеждать иностранных покупателей в чистоте этого актива. Иначе как минимум придется уступить в цене.


Глеб Простаков


 


Эксперт-Украина, №14(65) 08 Апреля 2006