В минувшую пятницу вечером на тихой улочке Студенческой в Шевченковском районе раздался оглушительный треск, и часть старого дома №16 обрушилась прямо на тротуар, завалив его грудами кирпича. Жильцы соседних домов в испуге высыпали на улицу. Прибывшие спасатели оградили место ЧП и обтянули здание защитной сеткой. Но старания спасателей, цеплявших сетку, были напрасными – в субботу последовал еще один обвал, из-за которого по Студенческой и перпендикулярной к ней улице Дончука перекрыли движение.
В «Киевгазе» уверены, что газ отключен 15 лет назад…
– Когда в пятницу обрушилась часть здания, я очень боялась, что старая развалина похоронит и наш домик, – рассказывает Ольга Скороход, жительница соседнего одноэтажного дома по улице Дончука, 9. – Мои опасения подтвердились – в ночь с субботы на воскресенье опять громыхнуло – и наш домишко заходил ходуном. Господи, мы с мамой едва не умерли от страха – думали, газ взорвался. Понимаете, через весь старый дом проходит газопровод, питающий и нашу «хатынку». Когда произошел первый завал, я обратилась в наш жэк № 1008 и в райуправление «Киевгаза» с просьбой перенести газовую трубу, но мне ответили, что коммуникации отключены еще 15 лет назад, когда выселились последние жильцы.
Через покосившийся забор действительно видно газопровод, ведущий в завалившееся помещение подвала. Семья Скороход считает, что газовщики просто поленились откапывать трубу.
…Но газопровод оказался рабочим
В понедельник на месте аварии собралась комиссия, которая должна была определить судьбу постройки.
– Как выяснилось этот дом, построенный в 1917 году, не является памятником архитектуры, поэтому запретов на снос быть не может, – говорит Виталий Пшеничный, начальник ГУ по чрезвычайным ситуациям. – Здание в последние годы передавалось из рук в руки – сначала принадлежало «Трансбанку», потом ООО «Кийбудинвест» его выкупило. Хозяева заказали проект реконструкции у каких-то сомнительных специалистов – за 2 года проектная документация была не готова, а погодные условия – снег и дожди добивали трехэтажку, а перекрытия-то деревянные, вот и посыпалась. В ходе проверки всплыла вопиющая халатность – газопровод, опоясывающий развалину, до сих пор был рабочим. Его немедленно заглушат, а соседей запитают по временной схеме. Комиссия обязала хозяев немедленно демонтировать нависающие элементы здания и установить нормальный забор. Затем срочно подготовить проект по реконструкции и представить его на рассмотрение градсовету. К слову, в городе, особенно на Подоле, десятки таких аварийных домов, за которыми никто не смотрит. Они тоже могут рухнуть.
Кто виноват в обвале?
За разъяснениями «Газета…» обратилась в ГУ госархстройконтроля:
– Наша организация следит исключительно за строительством, а после сдачи за зданием должны следить организации, взявшие его на баланс, – говорит Владимир Петренко, инспектор, курирующий Шевченковский район. – Если дом принадлежал строительной компании, то ее специалисты должны были либо его реконструировать, либо снести. Если они ждали проекта реконструкции, то должны были «законсервировать» дом. То есть в середину не должна была попадать влага, окна и кровля должны были герметично заделать – ничего этого не было сделано – и вот результат.
КСТАТИ
Виновники обвала жилого дома на Васильковской, 37, тоже неизвестны В ЧП, которое произошло 21 июля 2003 года, до сих пор виноватых нет.Что делать с аварийным зданием, чиновники до сих пор не придумали. Тогда чудом никто не пострадал, а в доме обрушилось несколько междуэтажных перекрытий и внешняя стена. Причиной обвала комиссия признала недопустимые изменения в несущих конструкциях. По одной из версий, озвученных тогда первым замом Омельченко – Иваном Фоменко, при ремонте в трех квартирах на втором этаже, принадлежащих «Укргаздобыче» (дочерней структуре НАК «Нафтогаз України») без всяких разрешений и согласований пробили слишком глубокие штробы под трубы отопления, чем нарушили целостность здания. В «Укргаздобыче» вины за собой так и не признали, а жильцов за счет города переселили в новые квартиры на Печерске.
Андрей Ткач