ОАО «Феодосийская судостроительная компания “Море”» (ОАО ФСК “Море”) знаменита модельным рядом продукции. Специализация предприятия, строительство кораблей с динамическими принципами поддержания для Украины является уникальной.
Продукция предприятия эксплуатируется более чем в 20 странах мира. Потенциал и производство, которые создавались при СССР, и сейчас являются своеобразным ноу-хау: десантные корабли на воздушной подушке типа “Зубр”, “Скат”, “Омар”, “Касатка”, патрульные катера “Гриф” и “Антарес”, противолодочные корабли на подводных крыльях проекта “Сокол”, а уже после независимости – патрульные катера “Гриф-Т”, “Калкан”, “Калкан-М” универсальные быстроходные платформы F-300 и F-350.
Применение оборонных технологий нашлось и в гражданском судостроении. “Море” строило пассажирские суда типа “Восход”, “Циклон”, “Олимпия”, а ранее, это были “Ракета”, “Комета”. Общее количество гражданских судов, построенных в Феодосии, составляет 40% среди судов подобного типа, построенных в мире. А уникальные технологии изготовление сварных титановых конструкций!
Как распорядилась наработанной базой и производственными возможностями нынешнее государство Украина? Как и всем остальным научно-техническим потенциалом, который стоил не один миллиард долларов, вложенных в предприятия ОПК. Осколок военно-технической мощи СССР, именуемый сейчас украинским оборонно-промышленным комплексом, был отпущен в “свободное плаванье”.
Если при СССР завод ежегодно выпускал по одному десантному кораблю типа “Зубр” плюс один корабль типа “Антарес”, 11 “Восходов” и 11 “Грифов”, то в 90-х гг. результаты были намного скромнее: в 2000 г. через ГК “Укрспецэкспорт” заключен контракт на поставку двух кораблей типа “Зубр” ВМС Греции, а также достигнуто соглашение на поставку 10 катеров “Гриф-Т” и 10 “Калкан-М” пограничникам Туркменистана. Для ГПС Украины было поставлено 11 катеров “Калкан”. В интересах украинских ВМС завод не выполнил ни одного заказа. Корвет “Луганск” (проект “Сокол”), который строился за бюджетные средства на ФСК, оказался такой же “незавершенкой”, как и крейсер “Украина”. В состоянии 98% готовности корабля оказалось, что средства гособоронзаказа на его достройку выделяться не будут. В 2004 г. ВМС Украины окончательно отказалось от планов его достройки и принятия в состав флота.
Вместо этого поступило предложение продать корабль за границу. Покупателя нет, “Луганск” превратился в стапель-памятник оборонно-промышленной политики государства. От такого положения дел кораблестроители несут двойные убытки, так как заказ и поставки техники национальным ВМС имеет принципиальное значение для их последующих продаж другим государствам. Если нет, то это осложняет участие в тендере украинских кораблестроителей.
К сожалению, корветы проекта “Сокол” признаны чрезвычайно затратными по расходу топлива, чтобы на них строить всю мощь современного флота. Правда, непонятно, почему неизбежные затраты на содержание боевых кораблей, так же как и в авиации с подготовкой летчиков, решают таким экстравагантным методом как полный отказ от техники. К сожалению, армия создается не для экономии “на портянках” – ее затратная часть в виде расходов на подготовку военнослужащих оплачивается государством в целях защиты даже от “условной” агрессии. Если же запускать режим экономии для всех видов войск ВСУ, то проще отказаться от армии как от атрибута самостоятельного государства. Но существование данной дилеммы упорно отрицается как руководством страны, так и ее военной составляющей.
ФСК “Море” можно взять в качестве примера безрадостного будущего данного сегмента промышленности. Из планов развития ВМС ВСУ предприятие уже практически исключено. Его участие в строительстве “перспективного корвета”, создание которого было одобрено КМУ летом 2005 г., не планируется.
Патрульные катера, которые может строить ФСК, представляют интерес для Государственной пограничной службы (ГПС) в качестве средства охраны исключительной экономической территории и морской границы Украины. Все прибрежные страны, к которым относится и Украина, сталкиваются с вопросами охраны границы, контроля за территориальными водами, охраной исключительной экономической зоны, выполнением спасательных операций. Эти и многие другие задачи могут решать патрульные катера, которые в зависимости от назначения оснащаются вооружением или необходимой специальной техникой. Сравнительно низкая стоимость патрульных катеров, от 200 тыс. до нескольких миллионов долларов США позволяет создать эффективную систему охраны водных рубежей государства.
[«Укринформ», 30 марта 2006 г.]