Труба и выборы

Share

Формат газовых отношений Украины и России принципиально не изменится и после выборов в Верховную Раду 26 марта. Вопрос лишь в том, кто будет представлять украинскую сторону в совместном газовом бизнесе.


В прошлый четверг Национальная комиссия регулирования энергетики выдала лицензию на ведение деятельности украинско-швейцарскому СП «УкрГазЭнерго». Отныне эта компания имеет право продавать газ на внутреннем рынке Украины по нерегулируемому тарифу. Однако объем газа, которым она может торговать, существенно урезали. Из 32 млрд кубометров, требуемых «УкрГазЭнерго», компании разрешили продавать только 5 млрд кубометров газа в год. Такое ограничение в НКРЭ объясняют требованиями антимонопольного законодательства, согласно которым доля аффилированных предприятий на украинском рынке не должна превышать 35%. Исходя из нынешнего потребления Украиной 69 млрд кубометров газа, в натуральном выражении эта доля составляет 24 млрд кубометров. По сведениям НКРЭ, сегодня НАК «Нафтогаз Україны» и ее дочерние структуры продают в стране 19 млрд кубометров газа. Остаток, а это как раз 5 млрд, достаются «УкрГазЭнерго», акции которой на паритетной основе принадлежат НАКу и «РосУкрЭнерго» (РУЭ).


Аргументация комиссии — не более чем техническая уловка, прикрывшая нужное решение, считают эксперты. Игра с цифрами была затеяна только для того, чтобы оттянуть принятие окончательных решений на длительный срок. Украина еще не готова сказать России безоговорочное «да», ведь отношение к газовым договоренностям после выборов в Верховную Раду может кардинально измениться.


Задержан до выяснения


Решение НКРЭ в отношении «УкрГазЭнерго» прямо противоречит российско-украинским договоренностям от 4 января. Согласно им, в нынешнем году «РосУкрЭнерго» обязуется поставить СП 34 млрд кубометров газа, после чего оно перепродаст топливо промышленным предприятиям. Другой схемы договоры с «Газпромом» и РУЭ по обеспечению Украины газом не предусматривают. Присутствие на внутреннем рынке посреднической структуры — одно из ключевых требований россиян. Теоретически это означает, что после того как «УкрГазЭнерго» исчерпает свой лимит в 5 млрд кубометров газа, промышленность вообще перестанет его получать. Едва ли кто-то заинтересован в таком развитии событий. Ситуативное решение НКРЭ можно легко пересмотреть (благо комиссия собирается каждый месяц), но его значение здесь и сейчас трудно переоценить. Пяти миллиардов кубометров газа «УкрГазЭнерго» хватит примерно на два месяца бесперебойных поставок. Это как раз тот срок, за который Верховная Рада успеет сформировать коалиционное большинство и определиться с кандидатурой премьера. Новый глава правительства станет либо гарантом сохранения нынешних газовых договоренностей, либо главным инициатором их пересмотра. А потому двухмесячный испытательный срок для «УкрГазЭнерго» придется очень кстати.


Задержка выгодна команде президента и прежде всего премьер-министру Юрию Еханурову. Он был отстранен от газовых переговоров с Москвой, ведение которых поручили тандему Ивченко–Плачков. Но, поставив свою подпись под окончательным вариантом соглашений с «Газпромом» и «РосУкрЭнерго», премьер взял на себя и ответственность за последствия заключенных договоров. Однако неочевидно, что Ехануров сохранит свой пост после выборов, а новый премьер-министр может отказаться наследовать эту ответственность.


Коалиция без посредников


Отсрочка сыграет на руку и лидеру БЮТ, которая настаивает на пересмотре газовых договоренностей. Как оказалось, Юлия Тимошенко может идти на компромиссы: сегодня речь идет не столько о ликвидации посреднической схемы, сколько о выведении из нее конкретной компании — «РосУкрЭнерго». Чтобы донести эту мысль до партнеров, на прошлой неделе пустили слух о состоявшейся первого марта встрече президента Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко. На ней якобы обсуждался вопрос создания коалиции в будущем парламенте. При этом единственным условием, выдвинутым БЮТ, была замена «РосУкрЭнерго» другим посредником или отказ от посредников как таковых. По мнению экспертов, это сильный ход Тимошенко. Ультиматум должен был показать: создание оранжевой коалиции — в руках президента. Все, что нужно сделать, — публично отказаться от потакания интересам непрозрачной РУЭ и поддержки людей, которых с ней связывают. Предсказуемое отсутствие какой-либо реакции на пожелание экс-премьера дало Тимошенко повод в очередной раз обвинить президента в том, что бизнес-интересы его окружения для него важнее идеалов Майдана.


Не стоит сбрасывать со счетов и коммерческий интерес Юлии Тимошенко, имеющей давние связи с международной группой компаний «Итера». Именно эту структуру, по сведениям министра топлива и энергетики Ивана Плачкова, экс-премьер предлагала России в качестве посредника по доставке туркменского газа в Украину. Такие обвинения не лишены смысла. Как известно, «Итера», за которой стоят экс-руководители «Газпрома» (команда Рэма Вяхирева), являлась партнером «Единых энергетических систем Украины» (ЕЭСУ). В середине 90-х годов эта компания поставляла в Украину дешевый газпромовский газ, а ЕЭСУ продавала его конечным потребителям. ЕЭСУ возглавляли члены семьи Юлии Тимошенко.


Бизнес для друзей


Несколько недель назад руководству РАО «Газпром» направили письмо за подписью премьер-министра, в котором украинское правительство выразило готовность работать с любым посредником, которого предложит Россия. Такое заявление стало реакцией на частые намеки российских политиков на то, что таинственными владельцами половины акций РУЭ, числящихся за австрийской Raiffeizen Investment, являются представители украинской стороны. Не обошлось и без личного фактора. Президент попытался отвести подозрения в причастности к газовому бизнесу своих родственников. Месяц назад депутаты Игорь Шурма и Александр Голуб заявили о том, что компания «РосУкрЭнерго» за день до подписания соглашения о создании совместного предприятия «УкрГазЭнерго» перевела на счета фирмы «Петрогаз» (Дубаи) 53 млн долларов. Собственников этой фирмы депутаты связали с именем брата президента Петра Ющенко.


Обвинения представителей новых оппозиционеров можно было бы рассматривать как агрессивный политический пиар, если бы не одно «но». У «РосУкрЭнерго», созданной в 2004 году, уже тогда сложилась репутация компании, перераспределяющей газовые деньги в нужные карманы. После прихода к власти Виктора Ющенко РУЭ обеспечили режим абсолютной неприкосновенности. Все это говорит о том, что президенту по какой-то причине была выгодна схема с участием РУЭ. Но обвинения в причастности к теневым газовым схемам в период предвыборной гонки стали для президента и лояльным ему людям костью в горле.


«Письмо в „Газпром” — это политический блеф, благодаря которому функционерам „Нашей Украины” удалось недвусмысленно показать, чей интерес преобладает в газовой игре», — считает российский политолог Станислав Белковский. Действительно, ответа на послание долго ждать не пришлось. «”РосУкрЭнерго” можно заменить другим участником только тогда, когда будет другая конструкция, понятная сторонам. От добра добра не ищут», — такой была реакция министра промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко на предложение заменить посредника.


Они теряют больше


Вероятность того, что после парламентских выборов вновь станет вопрос о денонсации газовых соглашений с Россией, ничтожно мала. Реально в этом не заинтересована ни одна из крупных политических сил. Цена 95 долларов за тысячу кубометров газа – далеко не самый плохой вариант, достаточно сравнить, сколько за него платят восточно-европейские страны, государства Балтии или дружественная нам Грузия. С точки зрения экспертов, Украина переживет такую стоимость так же, как в недавнем прошлом пережила кризис на рынке нефтепродуктов. Высокая цена не заставила владельцев авто меньше ездить, и промышленные предприятия из-за удорожания газа не станут меньше производить.


И главное, альтернатива нынешней газовой схеме не просматривается: лучших условий поставки газа Украине пока никто не предлагал. Вернуть статус-кво — цену в 50 долларов за тысячу кубометров — не удастся. При всей критике газовых соглашений с Москвой, украинское правительство так и не решилось перенести газовый спор в международный арбитраж в Стокгольме. И делать это, по-видимому, уже не собирается.


По оценкам американской консалтинговой фирмы East European Gas Analisys (EEGA), потери России от использования газовой схемы с участием «РосУкрЭнерго» намного больше украинских. Делегировав функцию поставок и торговли туркменским топливом РУЭ, «Газпром» лишил себя прибылей почти на миллиард долларов в год. Тогда как потери Украины от повышения цены топлива составили 200 млн долларов в год — не такая уж высокая плата за независимость. Зато очень прибыльный бизнес. Единственным участником, выигравшим от заключения трехсторонних соглашений, стала компания «РосУкрЭнерго». «Ежедневная прибыль РУЭ составляет от трех до пяти миллионов долларов, пятьдесят процентов которой уходят неизвестным совладельцам компании», — отмечается в докладе EEGA. Для бенефициаров РУЭ это очень хорошая причина оставаться партнером «Газпрома» и НАК «Нафтогаз» как можно дольше.


Допуск компании «УкрГазЭнерго» на украинский рынок — последний штрих, сделав который обязательства Украины по январским газовым соглашениям можно считать выполненными в полном объеме. Но давать такие гарантии нынешняя украинская власть не хочет. Тем самым «Наша Украина» оставляет поле для маневра в переговорах с Блоком Юлии Тимошенко. Состав новой коалиции вариативен: для каждого вероятного партнера должен быть припасен какой-то козырь. Для БЮТ — это возможность поучаствовать в распределении газовых доходов. Не исключено, что в критической ситуации Виктор Ющенко уступит требованиям Тимошенко ради сохранения сильных позиций в парламенте. Если возникнет необходимость в ликвидации «РосУкрЭнерго», не должно быть причин, которые могли бы этому помешать, в том числе — и полноценной лицензии для «УкрГазЭнерго».


Окончательно визировать газовые договоренности правительство и президент решатся лишь тогда, когда будут уверены в том, что их интересы в этом бизнесе учтут и после парламентских выборов.


Глеб Простаков


 


Эксперт-Украина, №10(61) 11 Марта 2006