Высотки в опале

Share

Столице обещан мораторий на строительство небоскребов.


Наконец-то в офисах на Крещатике услышали голос общественности, выступающей против «посадки» в столичных скверах и дворах доходных высоток, закрывающих киевлянам солнечный свет.

Недавно Василий Присяжнюк — зампред горгосадминистрации, главный архитектор Киева — особо подчеркнул: в 2006 году, дескать, планируется завершить разработку схемы размещения высотных объектов. Кстати, высотками у нас принято считать сооружения, превышающие 23 этажа, или 67 метров.

Главный градостроитель отметил, что такую схему в принципе уже разработали специалисты Украинской академии архитектуры, и она вот-вот будет согласована, а затем передана на утверждение депутатов Киевсовета. Строительство высотных домов, согласно этому документу, запретят в историческом центре города. Жаль, что поздновато спохватились, когда здесь уже успели понатыкать десятки жилых свечек, изуродовавших панораму Печерска и Батыевой горы, виды улиц Воровского, Артема, Богдана Хмельницкого. Вообще-то сегодня в столице строится 26 домов повышенной этажности. Это, к примеру, 34-этажные башни на Троещине, несколько домов на Днепровской набережной, на улице Мечникова, в районе бульвара Леси Украинки, на Спортивной площади. А чего стоит скандально известная высотка в парке на улице Грушевского, 9-а? Зампред Присяжнюк утешил киевлян: дескать, пока ни одно из перечисленных зданий еще не было введено в эксплуатацию. Но почему-то запамятовал Василий Федорович, что в некоторых из них уже давно справлены новоселья. Так вот, оказывается, проектирование домов повышенной этажности — дело архисложное и ответственное, а посему, по словам главного архитектора, оно осуществляется по отдельным техническим условиям и требованиям, причем после получения разрешения Госстроя Украины, а ныне — только с позволения нового Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства. Короче, на базе Киева ведется этакий негласный эксперимент.

Недавно президент холдинговой компании «Киевгорстрой» Владимир Поляченко заявил, что специалисты собираются доработать программу экспериментального возведения жилых высоток. Прежде всего это касается их противопожарной безопасности и надежности инженерных систем. По словам Владимира Аврумовича, строительство домов свыше 25—30 этажей — дело хлопотное и дорогостоящее, да и окупаемость таких новостроек ниже, чем обычных 16-этажек. Плюс к этому придется разрабатывать специальные конструкции несущих стен, создавать принципиально новые пассажирские и грузовые лифты — с ускоренным движением. Каждые десять этажей потребуют создания дополнительных мусоропроводов, специальных технических этажей для вентиляции и прочей инженерии. И все это строителям придется делать за свои средства. Таким образом, средняя стоимость одного квадратного метра на верхотуре 34-этажки выльется в 2200 у. е. Много ли найдется желающих при таких деньгах? Тем более что жить под облаками — радости мало да и вредно, как нас убеждают врачи. Надо сказать, что путь в небеса жилым высоткам решительно перекрывают и киевские пожарные. Свое «нет» они объясняют отсутствием на их вооружении специальных пожарных машин и лестниц: «Кто и как в случае беды будет спасать жильцов верхних этажей?» Именно пожарные пару лет назад тормознули строительство тех самых высоток при въезде на Троещину, которые теперь успешно достраиваются. Так вот, ныне на киевских высотках специалисты НИИ строительных конструкций ведут мониторинг, и на основании обобщенных исследований уже упоминавшееся министерство собирается утвердить регламент и рекомендации относительно высотного строительства в Киеве. Когда это будет сделано — одному Богу известно.

Ой, неспроста все-таки Василий Присяжнюк, а он много лет работал в Госстрое, подчеркнул: пока, мол, эти нормативные документы не разработают, горгосадминистрация и «Главкиевархитектура» будут воздерживаться от согласования проектов зданий повышенной этажности. Воздержание, конечно, дело богоугодное. Но архитектурно-градостроительный совет по-прежнему на каждом своем заседании продолжает рассматривать и в принципе поддерживать проекты, предпроектные разработки о сооружении высоток. Например, не так давно дали добро некоей фирме, близкой к депутатам горсовета, на строительство гигантского жилого «Паруса» на улице Мельникова, где уже полным ходом ведутся работы. Был рассмотрен также проект посадки 26-этажных зданий на улице Комбинатской, в районе проспекта Победы и улицы Чорновила. Градсовет рекомендовал продолжить работу над проектом 23-этажного здания на бульваре Шевченко, 27. А на жилмассиве Осокорки-Северные так и вовсе собираются сооружать жилые дома до 43 этажей. Очень хочется верить, что заявление руководителя столичного градостроительного главка о воздержании в Киеве от сооружения «подопытных» небоскребов — это не очередное предвыборное обещание чиновников, баллотирующихся на депутатские кресла, а ответственное решение государственных мужей. Хотя тем временем высотки, не ожидая никаких запретов и рекомендаций, растут по городу как грибы боровики после дождя.

Многоэтажная Десенка

ПАРУ лет назад наша газета опубликовала журналистское расследование об амбициозном, но несостоявшемся проекте «Днепровская пристань» — таком себе элитном коттеджном городке у залива Десенки. Так вот, один из авторов нового варианта проекта Сергей Бабушкин сообщил, что планы у компании-застройщика изменились и ее руководство пришло к выводу, что в этом месте целесообразнее построить высотные дома. Самое интересное то, что члены градсовета в целом одобрили высотный проект, правда, обязали заказчика изменить целевое (то есть коттеджное) назначение этой территории и провести это решение через Киевсовет. А еще рекомендовали максимально разнообразить архитектуру высоток.

Новый проект предусматривает строительство на берегу Десенки жилых домов высотой 12—40 этажей, торгово-развлекательного центра, школ и детских садов. Всего планируется построить 200 тыс. кв. метров жилья и 100 тысяч квадратных метров торговых площадей. Первый заместитель начальника Главного управления градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды Эдуард Лещенко считает, что в случае решения вопроса с целевым назначением земли проект может быть реализован.

[Киевские ведомости, 03 марта 2006]