System Capital Management окончательно определилась с судьбой принадлежащего ей керченского предприятия «Камыш-Бурун», которому так и не суждено снова стать производителем железорудного агломерата. Как стало известно «ДС», на 28 февраля назначены торги, на которых будут реализовываться промышленные корпуса местной агломерационной фабрики «под разбор». Все оборудование, пригодное к промышленной эксплуатации, уже вывезено на предприятия группы СКМ. Таким образом, можно констатировать, что мечта крымских чиновников о возобновлении выпуска в Керчи железорудного сырья так и не стала явью.
Аглофабрика «Камыш-Бурун» была построена в 30-е годы прошлого века в промышленной зоне Керчи. Целью ее создания было производство агломерата из сырья расположенного неподалеку рудника. После распада СССР разработка Керченского месторождения стала сокращаться и в 1994 г. была полностью прекращена. В результате предприятие начало производство агломерата для комбината «Азовсталь» из привозной криворожской руды. В 2001 г. 97% акций ЗАО «Камыш-Бурун» приобрела компания «Торговый дом «Азовсталь», которая на тот момент контролировалась корпорацией «Индустриальный союз Донбасса», а в 2002 г., после прекращения поставок давальческого сырья, аглофабрика остановилась. В дальнейшем ИСД заявляла о возможности возобновления переработки руды в Керчи, однако этого так и не произошло. В 2003 г. контроль над «Азовсталью» перешел к СКМ, а довеском к металлургическому комбинату стал неработающий комбинат «Камыш-Бурун».
Как сообщила «ДС» менеджер по связям с общественностью СКМ Наталья Емченко, после анализа ситуации компания пришла к выводу, что восстанавливать добычу руды в Крыму и запускать агломерационную фабрику будет нецелесообразно с экономической точки зрения, из-за чего проект было решено завершить. «Руда Камыш-Бурунского рудника имеет большое количество примесей — в основном это мышьяк и фосфор. Сырье с такими свойствами не востребовано на современном рынке, а производство агломерата из привозного ЖРС экономически невыгодно, поскольку транспортные расходы слишком высоки», — пояснила г-жа Емченко.
Впрочем, несмотря на то что уход из Керчи потребует от СКМ значительных затрат, в целом он все же может завершиться для группы положительным финансовым результатом за счет реализации находящихся здесь активов. В первую очередь речь идет о подразделении ЗАО «Камыш-Бурун» — одноименном керченском морском порте. По информации «ДС», в настоящее время СКМ готовится к продаже этого объекта, а для того чтобы повысить его привлекательность, планирует провести работы по углублению его подходного канала и акватории порта.
В СКМ эту информацию косвенно подтверждают, заявляя, что на сегодняшний день наибольший интерес «Камыш-Бурун» представляет именно с точки зрения развития порта. «Мы полагаем, что подобная площадка может быть интересна как отечественным, так и иностранным инвесторам, заинтересованным в развитии транспортного бизнеса в Украине, а также крупным импортерам. Сейчас мы рассматриваем несколько предложений и, возможно, проведем тендер по продаже данного объекта», — говорит Наталья Емченко.
По своим характеристикам работающий с 1951 г. порт Камыш-Бурун, разумеется, значительно уступает крупнейшим морским воротам страны, однако непривлекательным для инвесторов его назвать нельзя. Он располагает четырьмя причалами, может принимать суда шириной до 50 м, длиной до 200 и осадкой до 6 м, его пропускная способность — порядка 75–90 тыс. т грузов в месяц. При этом порт относится к незамерзающим, а обслуживающая железнодорожная станция «Аршинцево» находится в 7 км от него. С 1992 г. Камыш-Бурун открыт для международного грузового сообщения с правом захода в него иностранных невоенных судов. Его главным минусом можно считать отсутствие собственного портового флота, однако эта проблема решается за счет аренды буксиров. Сейчас Камыш-Бурун в основном занимается перевалкой ферросплавов, угля и марганцевого концентрата небольшими партиями (по 3–5 тыс. т).
Теоретически у СКМ есть возможность использования керченского порта для обслуживания собственных предприятий, однако наличие большого порта у «Азовстали» в Мариуполе и высокая стоимость железнодорожных грузоперевозок на фоне географической отдаленности крымского объекта делают его использование малорентабельным. А поскольку обслуживание сторонних компаний в морском порту трудно отнести к профильным направлениям работы СКМ, вероятно, и было принято решение избавиться от этого актива.
Юрий Еремин
Деловая столица, #8(250) 2006-02-20