Этот пугающий вид не типичен для общей городской картины. Но не замечать его нельзя…
Насколько остро стоит подобная проблема перед жителями шахтерской столицы? Поисками ответа на этот вопрос редакция решила заняться после того, как на одной из центральных улиц Донецка довелось лицезреть руину вместо балкона, под которой и останавливаться опасно. А уж если заходить в подъезд, то надев на голову защитную каску.
К счастью, этот пугающий вид не типичен для общей городской картины. Но и не замечать его нельзя, ведь, по официальным данным, на сегодня оперативного вмешательства требуют 1280 балконов. Конечно, вероятность того, что именно тебе на голову свалится элемент подобной разрушенной конструкции (или ты вообще рухнешь вместе с ней) настолько же велика, как в анекдоте про пресловутый кирпич, ищущий свою жертву. Но слухи о том, что как-то в каком-то районе Донецка какая-то женщина все-таки упала и пострадала – отнюдь не городская легенда. Жилищники признаются, что даже приказ по этому поводу издавался, вот только о деталях и адресах такого ЧП не сильно откровенничают. Понятное дело – это пятно на профессиональном “мундире”, ведь ответственность за поддержание “здоровья” выступающих конструкций зданий лежит на их плечах.
Что ж, самое время прибегнуть к статистике. В ведомстве управления жилищного хозяйства горисполкома находится почти 145 тысяч балконов и более 89 тысяч лоджий. Естественно, все они пребывают в разном состоянии. По словам начальника управления В.А.Литвинова, очень многое зависит от такого специфического понятия, как “степень возведения”, учитывающего, в первую очередь, используемые материалы. Самый надежный вариант, рассчитанный на официальное столетие – кирпичные дома. Такое же долголетие обещано панельным. “Хрущовкам”, что вначале задумывались лишь на полвека, похоже, придется держаться на плаву еще столько же. Самое разбитое жилье – так называемое шахтерское. Те самые ведомственные дома, что перешли на баланс ГЖУ лет шесть назад. Мало того, что изначально рассчитаны лишь на тридцатилетний срок службы (бутовые и деревянные стены, а то и из камыша), основательно “побиты” временем, но еще и не знавшие ремонта последние 15 лет.
Общее состояние здания – одно, у балконов – свой срок, обусловленный тем, что они открыты всем ветрам. В этом отношении некоторые кирпичные “старики” дадут сто очков форы тем же самым “молоденьким” многоэтажкам, где держащая конструкция – крючок и асбоцементная плита, весьма подверженные погодному воздействию. А ограждающие (металлические) парапеты ржавчина съедает на глазах, если хозяева не удосуживаются следить за ними.
Само собой разумеется, если дом поставлен на реконструкцию – и кровлю восстановят, и фасадную часть. Примеры этого можно увидеть не только на центральных улицах Донецка, а во всех девяти районах. В среднем за год реанимируется около 600 балконов, не считая тех, на которых проводится текущий ремонт. Таким образом “корректируются” не только “лица” домов, но и обеспечивается безопасность жителей.
На 2006 год запланировано капитально отремонтировать порядка пятисот, провести текущий ремонт еще около четырехсот. По словам начальника горжилуправления, Донецк идет в ногу в плане работ. Валерий Александрович уверяет, что выбор балконов, нуждающихся в “оздоровлении” конструкций, происходит отнюдь не стихийно. Работники службы периодически осматривают здания. При обнаружении каких-то огрехов заносят данные в специальные тетради, имеющиеся в каждом жэке. По ним и формируется программа ремонтов, где оговариваются объемы необходимых работ. В нынешнем году, к примеру, на капитальные выделено 500 тысяч гривен. Между прочим, жильцы сами имеют полное право “сигнализировать”, вовремя обратившись с жалобой.
В общем, инициированная мэром программа “Город без окраин” приносит свои зримые плоды. По крайней мере, там, где реанимация состоялась, ажурные клетки балконов выглядят почти царственно. Но там, где их “реконструкцией” занимаются квартиросъемщики, они зачастую превращаются в кладовые всякого хлама, и вид у них совсем иной, и вовремя оценить степень опасности сложнее.
А опасность остается. Как на снимке на первой странице (сделан у дома N142 по улице Артема). Или, к примеру, на Университетской, 39, где в основании балкона одной из квартир большой кусок бетона держится на прутике арматуры и честном слове. Как будто в ожидании полета и своего шанса кого-то “осчастливить”. Да разве только там?
Предписание жэковцев, запрещающее жильцам выходить на балкон, если он в аварийном состоянии, можно считать предупредительной мерой для них самих: нарушили – сами виноваты. А как быть тем, кто ходит внизу? Кто понесет ответственность в случае подобной травмы? Чрезвычайной ситуация может быть признана, если в результате пострадают минимум трое человек. К счастью, подобных инцидентов на памяти эмчээсников в последние два года не числится. Впрочем, как и исков пострадавших к тем же жэкам, не спохватившимся вовремя. Но это совсем не означает, что балконной угрозы как таковой не существует. Эта проблема, согласитесь – достаточно наглядная иллюстрация к весьма известной поговорке “Знал бы, где упадешь – соломки бы подстелил…” Тут главное – не опоздать…
[Domik.net, 22 февраля 2006]